Кодекс административного судопроизводства

-15 сентября 2015 года вступил в действие Кодекс административного судопроизводства. Ольга Николаевна, какие дела рассматриваются по Кодексу административного судопроизводства (КАС)?

-Надо начать с того, что все дела, рассматриваемые по КАС, отнесены к компетенции судов общей юрисдикции. По данному кодексу будут рассматриваться административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. К таким делам, в частности, относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий или бездействия органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, должностных лиц, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями. Также относятся дела о защите избирательных прав, о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и другие. Можно сюда отнести и административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

-Поясните, пожалуйста, нашим читателям, на что не распространяется действие КАС?

-Действие КАС не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, на административные споры хозяйствующих субъектов, которые остаются в компетенции арбитражных судов и рассматриваются в порядке, установленном АПК РФ. Единственным исключением станут дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости: данные дела окончательно переходят в компетенцию судов общей юрисдикции.

-Ольга Николаевна, что же предусматривает новый Кодекс?

-Новый Кодекс при рассмотрении ряда категории дел предусматривает обязательное участие граждан в судебном процессе через своего представителя. Представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Обязательное представительство вводится Кодексом для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по сложным категориям административных дел.

По ряду административных дел предусмотрено упрощенное (письменное) производство.

Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел сравнительно короче сроков по гражданским делам. Новеллой нового кодекса является возможность по сложным административным делам председателю суда продлить срок рассмотрения на один месяц.

Также кодекс предусматривает льготы по судебным издержкам, включая расходы по оплате государственной пошлины, только для инвалидов и малоимущих граждан (при подтверждении статуса). Новый кодекс регламентирует административное производство отдельных категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, поэтому не является универсальным кодифицированным актом для всех административных споров. Вместе с тем принятие КАС, по моему мнению, будет способствовать унификации и оптимизации административного разбирательства.