Дошкольное образование Играя, учимся

Врачи, педагоги сегодня с тревогой говорят о том, что детям в возрасте трех-четырех лет все чаще ставят диагноз – "задержка речевого развития". Тревожен и тот факт, что инвалидность по речевому развитию находится у детей на втором месте, в то время как раньше преобладали нарушения в умственном и физическом развитии.

Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования. И наш сегодняшний материал - об образовательной деятельности детского сада "Малышок" по речевому развитию дошкольников.

Речь ребенка развивается в ходе восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; развитие речи, овладение ребенком языком связано с различными линиями психического развития (развитие мышления, воображения, памяти, эмоций); ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

-В этих изменяющихся условиях нам, педагогам дошкольного образования, необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять, - рассказывает старший воспитатель детского сада "Малышок" И.С.Демидова. - Педагоги нашего дошкольного учреждения работают над развитием речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий. Мы уверены в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Мы, как пилотная площадка, внедряя ФГОС ДО, используем развивающие речевые технологии. Для этого мы разработали: систему взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников; банк теоретического материала по различным инновационным и развивающим технологиям, банк практического материала по различным инновационным и развивающим технологиям.

Как поясняет Ирина Сергеевна, сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения обширного арсенала образовательных технологий. В своей работе педагоги детского сада используют следующие образовательные технологии: развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные и альтернативные технологии.

Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же, это игра. И сегодня воспитателям необходимо перестроиться на игру, которая строилась бы по инициативе детей, увлекательную, со смыслом. Игровая форма педагогических мероприятий побуждает детей к знанию.

-О проблемной технологии расскажу на примере игры. Игру такого типа можно использовать на занятиях в качестве физминуток, - говорит Ирина Сергеевна. - Многим эта игра знакома, но мною немного изменена, направлена тоже на развитие речевой активности у детей. Я называю слова, а вам предлагается произносить их вместе и слушать звуки. Если в словах вы услышите звук "ш", встаньте, если услышите звук "ж" – присядьте. Слова: шубка, шапка, шить, ложка, ложечка, кот, зонт, моряк… Вы поняли, что я хотела от вас? Конечно же, проявления речевой активности. Здесь вы (или дети, если игра с детьми) должны задать вопрос: "Что нам делать, если ни одного предложенного звука в этом слове нет?". Таким способом можно проводить и ряд других игр.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен "глубоким опытом жизни" и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы, взрослые, давно не обращаем внимания. Педагоги детского сада "Малышок" внедряют и успешно используют современные технологии при работе с детьми, что видно из результатов мониторинга, проведенного в конце учебного года по речевому развитию детей.

-Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем обеспечивают их успешное обучение в школе и социализацию в целом. Родители наших воспитанников становятся активными участниками образовательного процесса, - рассуждает старший воспитатель. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Все в наших руках. Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Как говорил Чарльз Диккенс: "Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов".

На снимке: на занятии в детском саду.