Дружим, в ладушки играем, песенки поем

С внедрением и развитием инклюзивного образования в школах стали особенно востребованы не только логопеды, но и учителя-дефектологи. Такой специалист в сентябре начал работать в Бердюжской средней школе.

Наталья Ракина, дефектолог, занимается с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ее главные задачи, как коррекционного педагога, – обучение и воспитание детей, помощь им в социализации и адаптации.

– Мое направление – олигофренопедагогика – работа с интеллектуальными нарушениями, – говорит Наталья Ракина. – Если логопед специализируется на речевом развитии детей, у дефектолога направлений значительно больше – развитие внимания, мышления, восприятия, корректировка эмоционального и психического фона.

По словам Натальи, необходимость работы коррекционных педагогов в школах объясняется тем, что детей с различными отклонениями в развитии с каждым годом становится больше. Почему так происходит? Наталья Александровна уверена: причин, по которым ребенок болеет, много: это и наследственность, и образ жизни родителей и особенно мамы во время беременности, имеющиеся заболевания женщины, течение родов, травмы и несчастные случаи. Таким ребятам и их родителям, конечно,  нужна помощь медицинского врача-невролога и дефектолога в школе.

– Сейчас у меня занимаются 22 ребенка в возрасте от семи до тринадцати лет, – продолжает Наталья. – Исходя из примерных образовательных коррекционных программ, с каждым воспитанником работаю по индивидуальному плану. К очередному занятию, как и учитель к уроку, всегда основательно готовлюсь. Весь ход упражнений, заданий – все прописано в конспектах. В сентябре мы знакомились с детьми и их родителями. Мне было важно установить контакт с ребятами, найти подход, научиться понимать друг друга. В ход шли игры, шутки, веселая музыка, улыбки и хорошее настроение. Я объяснила детям, что на занятиях всегда будет интересно. И мне удалось найти со всеми общий язык. Ребята с радостью ждут моих занятий и всегда с улыбкой заходят в кабинет. Многие даже на переменках заглядывают, забегут на минутку, чтобы просто обнять. Мы стали с детьми добрыми друзьями.

Лучше понять детей с ограниченными возможностями здоровья Наталье помогает образование, опыт работы с детьми в школе в качестве логопеда, те знания, что она получила в ТОГИРРО, когда училась на дефектолога, и, конечно, воспитание своих детей – двух сыновей.

– У всех ребят есть какие-то секреты, интересы, – улыбается Наталья. – С одним можно начать разговор о домашнем любимом питомце, с другим, например, о рисовании или лепке. Кому-то пообещать конфет, а кого-то – пощекотать. Задавая вопросы ребенку, главное – быть доброжелательным и искренне улыбаться. Малыш почувствует ваше тепло и обязательно ответит, раскроется вам навстречу.

Дефектолог отмечает: особое внимание на занятиях она уделяет развитию усидчивости, внимания, артикуляции, мелкой и крупной моторики. Порой детям нужно объяснить, где твердый, а где мягкий предмет, рассказать о цветах, явлениях природы. Каждую тему с учениками специалист проходит не один урок, а до тех пор, пока она не будет полностью усвоена.

– Коррекционная работа дефектолога – долгая, кропотливая, – рассуждает Наталья. – Поэтому не нужно сразу ждать быстрых результатов. Вместе нам трудиться предстоит месяцы и годы. Чаще всего использую игровые формы проведения занятий, которые в комплексе работают на развитие речи, цветового и пространственного восприятий. Дети любят рисовать, лепить, выполняем артикуляционную гимнастику, использую логоритмику – музыку. Необучаемых детей нет. Каждому можно помочь в развитии.

В сентябре, когда Наталья Ракина пришла в школу в качестве дефектолога, для работы она написала образовательную программу по интеграции и адаптации детей с особыми образовательными потребностями. С этой программой дефектолог участвовала в областном конкурсе, который проходил в ТОГИРРО. Наталья Александровна вышла в финал и стала лауреатом. Это успех, огромный опыт для специалиста. Теперь Наталья хочет попробовать свои силы в областном конкурсе "Учитель года. Коррекционный педагог".

– Благодарна коллегам за поддержку – Елене Филипповой, Ирине Гавриловой, Елене Кисловой, Светлане Востряковой, Марии Стасевич, организаторам конкурса, которые поверили в меня, – говорит Наталья. – Это испытание стало для меня стимулом участвовать в других конкурсах, повышать профессиональный уровень. Новые знания и опыт помогут мне в дальнейшей работе с детьми.

Фото автора