Служба в Воздушно- десантных войсках – воспоминания на всю жизнь

2 августа – особый день для тех, кто служил в Воздушно-десантных войсках. Живущих под девизом "Никто, кроме нас" красиво называют "крылатой пехотой", "голубыми беретами", подразумевая под этими словами силу, надежность и мужество.

По доброй традиции в этот праздничный день десантники вновь встретятся в Бердюжье, придут на службу в Храм Рождества Пресвятой Богородицы, будут вспоминать земляков и службу в армии.

Практически 40 лет прошло с тех пор, как Валерия Глазкова призвали на службу в армию. 27 октября 1984 года из Заводоуковска Валерия отправили на областной сборный пункт в Тюмень. Только через два года – в 86-м – он вернулся домой. В воинской части Валерий был на год старше своих сослуживцев. Ему было 19 лет, а ребятам почти всем по 18.

– После окончания восьми классов Старорямовской школы я поступил учиться в Заводоуковский индустриальный педагогический техникум, - рассказывает Валерий Викторович. – Когда исполнилось 18 лет, мне пошли на встречу и позволили закончить обучение. Успел получить специальность техника-механика, мастера производственного обучения и осенью 84-го прибыл в военкомат. В Тюмени мы пробыли всего пару дней. Вскоре нас отправили в Омск, на пункт распределения, а оттуда самолетом напрямую в Германию. Так, мы прибыли в расположение части, которая находилась в городе Пархим. Вместе со мной были еще тюменские ребята, из Новосибирска, Кургана, Петропавловска. Со многими общаемся, встречаемся и сейчас.

После прохождения призывных комиссий в личном деле Валерия значилось: юноша будет служить в Воздушно-десантных войсках. Он прошел отбор: с группой здоровья у него было все отлично, физически тоже развит, вынослив. Занимался спортом, увлекался охотой.

– Прослужили мы три месяца и нас отправили на международные учения "Щит -84", – вспоминает Валерий. – Участвовали советские, польские и немецкие войска. По заданию командиров нас забрасывали на вертолетах и машинах в поле. Я в составе минометной батареи управлял УАЗиком, перевозил миномет, снаряды. Впечатления остались на всю жизнь – тысячи солдат там были, генералы и особые меры безопасности. И наши войска ВДВ – форма, характер – как пример для других солдат из зарубежных стран.

Служба в ВДВ сделала Валерия более выносливым, физически подготовленным. Он научился управлять различной техникой, в основном все время службы был водителем УАЗика, отлично стрелял, владел приемами рукопашного боя и, конечно, прыгал с парашютом. За два года он совершил 13 прыжков.

– С сослуживцем Бахтияром из Южного Казахстана командиры нам доверили особо важное и почетное дело – мы собирали купола парашютов для командиров взвода, батареи, – рассказывает Валерий. – Это была огромная ответственность, но и гордость – заслужить такое к себе отношение старших по званию.

Прыжки с парашютом для десантников – незабываемые эмоции и впечатления – волнение, страх и в то же время радость, прилив сил и энергия.

– Мы прыгали в Германии только с вертолета, – говорит Валерий Глазков. – Самолетов там не было. В первый раз я даже на какие-то секунды потерял сознание. Открыл глаза, лечу и вокруг красота – не передать словами – вижу Балтийское море. И тут же мысли, как лучше приземлиться. А на земле другое состояние – чувствуешь какую-то легкость и желание вновь прыгнуть и испытать эти эмоции. По традиции, после двенадцатого прыжка десантники приземляются и вбивают в землю гвоздь с кольцом от парашюта. Это значит, что совершен последний прыжок. Но мы с Бахтияром решили по-другому и не побоялись нарушить традицию – попросили разрешения у командира батареи Валерия Высоцкого сделать 13-й прыжок. Все прошло успешно – получили значок за выполнение задачи. Мы с товарищами даже писали прошение – отправить нас в Афганистан, но из-за границы солдат туда не посылали. Потом я хотел остаться служить в ВДВ по контракту. Но родители не отпустили – мама болела. Так, в 86-м вернулся домой.

Валерий добавляет: служба в ВДВ запомнилась не только прыжками с парашютом, но и стрельбами, учениями, спортивными соревнованиями, показательными выступлениями воинской части советских десантников. Для солдат часто организовывали экскурсии и концерты.

– Однажды нас возили на экскурсию в бывший концлагерь для женщин, – рассказывает мой собеседник. – В это же время там была группа туристов из Новочеркасска. Женщины, услышав русскую речь и увидев нас, солдат, обрадовались, обнимали. Одна из них даже подарила мне значок Новочеркасского электровозного завода. Приятные, трогательные воспоминания. А в Доме культуры при воинской части даже ходили на концерт Льва Лещенко. Часто вспоминаю о годах службы в ВДВ, на связи с сослуживцами и нашим братством. Армейская дружба – крепкая, на всю жизнь.

Фото автора