Мы учим летать самолеты, ракеты мы учим летать

На улице Коммунаров в селе Окунево уже нет дома семьи Янчуков, здесь живут другие селяне. Уцелели только воспоминания людей.

Василия Янчука в сороковом призвали в РККА. Был он смышленым красноармейцем, заметили это командиры и отправили на курсы комсостава. После их окончания младший лейтенант попадает на Сталинградский фронт. Тяжелые, изнурительные бои ведут бойцы Красной Армии, защищая город на Волге. В одном из боев ударили фашисты "кинжальным" огнем из пулемета по атакующему взводу лейтенанта Василия Янчука.

Почувствовал Василий страшную боль, как будто резануло его вдоль всего тела, упал, теряя сознание. Очнулся в санчасти, весь перемотанный бинтами. Пули попали в ключицу, пробили легкое, бедро, одна застряла в ребре. В палате госпиталя лежали в основном молодые бойцы, искореженные фашистским железом.

Первую ночь после операции Василий долго не мог заснуть. Кто-то стонал, плакал, кто скрипел зубами, выкрикивал команды. Под утро он забылся тяжелым сном.

После госпиталя Василия комиссовали. Куда податься слабому после ранений офицеру? Украина - родина его - вся в огне, хозяйничают там фашисты. Он едет в Тюменскую область. Бердюжский военкомат направляет его в Окунево работать военруком в школе.

Здесь он познакомился с молодой симпатичной учительницей русского языка Аней Платоновой. Расписались. Второго октября 1944 у них родился сын, назвали его Валерой в честь знаменитого летчика Чкалова. "Вырастет - будет Валерием Васильевичем", - гордился своим первенцем Василий.

Трудное было время, но здесь, в Сибири, не гибли люди от бомбежек, пуль, снарядов и голода, как на Украине.

Все время думал, тосковал по Украине Василий Данилович. В сорок пятом, после Победы, сговорил он свою Аннушку поехать на его родину. Поехали. Устроился работать на сахарный завод, назначили его начальником склада.

В сорок шестом - по злому року или "стукнул" кто-то - нагрянула ревизия и определила недостачу. Суровые законы тогда действовали, дали Василию семь лет за растрату.

Тяжелые дни переживали Аннушка с малолетним сыном Валерой. Когда стало совсем невыносимо, продала вещи свои и мужа, оставила только необходимое для дороги, купила билет до Сибири.

Приехали в родное село Окунево, здесь и родные помогли, и знакомые, да и посытнее жили сибиряки, чем в разоренной фашистами Украине. Валера вспоминает, как в пятьдесят третьем году, отбыв срок, приехал отец и привез конфеты: "Я тогда впервые до отвала наелся сладостей, этот день запомнил, как большой и радостный праздник. Очень ждал я отца, ждал долгих семь лет.

После приезда отца наступила светлая полоса в моей жизни, я ходил в школу, родители работали. Мама - учительницей русского языка, отец - токарем. В школе учился на "четыре" и "пять". Хорошо помню, как принимали в пионеры, родители купили красный шелковый галстук. Я дорожил им и гордился!

А еще было отмечено мое сочинение на тему "Мое счастливое детство". Я очень старался и писал его от души, потому что в тот период у нас в семье было все хорошо. Я был счастлив!

Помню, зимой, в день Красной Армии, меня наградили большой шоколадной конфетой. Всем понравилось, как я декламировал стихи о войне.

Когда учился в шестом классе, светлая полоса закончилась. Заболел отец. Страшные боли в области желудка заставили его лечь на операционный стол. Все это последствия войны и тяжкие годы лагерной жизни.

Спас отца от гибели известный в районе хирург, помню, отец с уважением называл его – Эммануилович.

После операции отец стал работать заведующим клубом и киномехаником. Вся тяжелая работа по домашнему хозяйству легла на наши с мамой плечи. Нужно было колоть дрова, носить воду, топить печи, чистить в стайке.

Это продолжалось, пока не выздоровел отец, и жизнь в нашей семье стала возвращаться в прежний режим.

Но, как говорят: "Беда беду накликает". Заболела моя любимая мамочка Анна Васильевна. Сначала фельдшер определил у нее воспаление легких, потом перешло в более тяжелый недуг - туберкулез. Мы всей семьей боролись с этой болезнью, чем могли, помогали. Отец добывал разные лекарства, барсучий и собачий жир для лечения. Но победить болезнь не смогли. Ушла от нас мамочка. Я тяжело переживал потерю мамы, часто плакал, когда оставался один. Особенно тосковал, когда после окончания Окуневской семилетней школы стал учиться в Уктузе. Отец устроил меня на квартиру к своему другу. Очень одиноко и тяжко мне было без друзей и родных. Потом ушел на квартиру к бабке, где жил Толя Рыбин из Окунево, стало немного веселей.

На родительском собрании учителя сказали отцу, что у меня склонность к естественным наукам и особенно - к химии. Мне нравилось проводить разные лабораторные опыты, решать задачки. Отец решил перевести меня учиться в головную школу, в Бердюжье, где были хорошо оснащенный кабинет химии и опытные учителя. Но не стал я химиком. После полета Юрия Гагарина в космос мы, мальчишки тех лет, стали смотреть в небо и мечтать о полетах. Я увлекся чтением книжек об авиации, летчиках, космонавтике. Стал активно заниматься спортом.

В летние каникулы устроился работать молотобойцем к окуневскому кузнецу – красавцу Н. Кузьмину, чтобы подкачать мышцы. Задумал поступать в военное училище. После окончания школы поехал в Иркутское военно-техническое авиационное училище, прошел конкурсный отбор и был зачислен".

-Я помню, как ты курсантом приезжал в Окунево на каникулы, - поддерживаю воспоминания Валеры, - приходил в клуб на танцы в военной форме. Мальчишки с завистью смотрели на твою выправку, значки на гимнастерке и хромовые сапоги, начищенные до блеска. У девчонок глаза горели, когда ты исполнял мелодию "Песня остается с человеком" и вальсировал!

-Было дело, - улыбаясь, говорит Валера, - как молоды мы были!

Недолго помолчав, он продолжил:

-После окончания училища я служил в частях Забайкальского военного округа. Семь лет летал борттехником на самолетах АН-12. За хорошую службу меня направили в Военно-Воздушную инженерную академию имени Жуковского. Поступил в это учебное заведение, где учились все советские летчики-космонавты. Закончил академию, меня оставили в наукограде Дубне. Служил на закрытом предприятии в конструкторском бюро в качестве военпреда. В 90-х годах, когда рушились СССР и его Вооруженные Силы, тема, над которой мы работали, была закрыта. Не нужны стали новой власти наши военно-инженерные знания. В звании подполковника уволился в запас. На этом моя военная карьера прервалась, - с грустью в глазах закончил мой товарищ-земляк.

-Ну, а после чем стал заниматься? - с интересом спрашиваю его.

-О, друг мой, об этом можно снять целое кино! Не поверишь: стал я чиновником городского масштаба. В мэрии города Дубны меня назначили начальником городского хозяйства, вменили взять под контроль городской транспорт, теплоснабжение, водоснабжение, благоустройство и прочие хозяйственные работы. Десять лет крутился на этой работе, как на центрифуге. За это время мои дочери повзрослели, закончили институты, жена Галина стала пенсионеркой. Дочь Аня - назвали в память мамы - окончила Московский архитектурный университет. Наташа - Ленинградский университет по специальности журналистика. Правда, и я, стараясь не отстать от жизни, окончил вечерний экономический факультет филиала Московского университета, получил диплом о втором высшем образовании. Внук у нас с Галей есть, Лео Николаевич Олейников, родился в день присоединения к России Крыма! Лео – Лев, наше счастье и отрада! Все свободное от работы время посвящаем ему.

Валерий Васильевич замолчал, счастливая улыбка любящего деда задержалась на его лице.

-А на работу по специальности меня позвали в 2006 году, востребованы стали наши военно-инженерные знания. Теперь я тружусь как гражданский инженер, но так же продолжаем учить летать самолеты и ракеты.

Весь мир увидел и убедился, как классно научены летать наши самолеты и попадать точно в цель ракеты! В этом есть и заслуга нашего земляка - Валерия Васильевича Янчука.

Поздравляю его с Днем защитника Отечества! Здоровья и удачи!

На снимке: В.В.Янчук.