Марина Куликова с любовью к детям и профессии

Марина Куликова, логопед детского сада "Малышок", восемнадцать лет работает в дошкольном образовании. Она победитель областного конкурса профессионального мастерства "Учитель-дефектолог-2020".

Свой путь в профессию она начинала в качестве воспитателя, затем получила второе высшее образование и стала помогать малышам в речевом развитии и исправлении дефектов речи, подготовке к школе.

С 2010 года Марина Сергеевна учит воспитанников детского сада четко выговаривать все звуки в словах, занимается с ребятами разных возрастов, уделяя особое внимание тем детям, которые посещают группу компенсирующей направленности в дошкольном учреждении.

Будущую профессию Марина выбрала еще в школе, осознанно и по примеру мамы Ирины Владимировны Кабаргиной, которая всю жизнь трудилась воспитателем в детском саду "Малышок". В эту атмосферу детства девушка была погружена с ранних лет – бывала у мамы на работе, играла Снегурочку на детских новогодних утренниках, проходила педагогическую практику.

- В нашей семье много педагогов, - говорит моя собеседница. – Тети, двоюродные сестры посвятили воспитанию и обучению детей свою жизнь. Я смотрела на них, и у меня не было вопросов, куда пойти учиться и кем стать. Я хотела продолжить педагогическую династию нашей семьи. Знала, что буду, как мама, работать с детьми. Она, конечно, настороженно отнеслась к моему выбору, ведь педагогическая профессия требует огромной самоотдачи, моральных и физических сил, искренней любви к детям. По-другому в нашей работе нельзя!

После окончания Ишимского пединститута Марина Куликова пошла работать в детский сад "Рябинушка" в Ишиме. С улыбкой сегодня она вспоминает своих воспитанников, помнит их по именам. Ведь это был ее первый выпуск в детском саду в 2010 году. Эти ребята – студенты вторых курсов университетов или колледжей.

- А когда я пришла к детям, им было всего два-три года, - улыбается Марина Сергеевна. – Помню, как я после института, такая взрослая и серьезная, а еще ведь я и ростом высокая, попала к малышам. Они смотрели на меня удивленными глазами, кто-то даже пугался и плакал. Поначалу шок, а потом понимание, что надо находить общий язык, погружаться вместе с ребятами в их маленький мир фантазий, открытий, находок, планов и желаний.

Старт в профессию Марина Сергеевна совмещала с заочным обучением в ТГУ по специальности учитель-логопед. Ее еще в студенческие годы привлекало это направление в педагогике, тем более со временем и из-за большого числа детей с речевыми нарушениями логопеды становились все востребованнее. Ставки логопеда вводили в детских садах, школах и интернатах.

- В институте мне особенно запомнились занятия по коррекционной педагогике. А наш преподаватель по психологии часто повторял: "Умные люди всегда углубляют свои знания". Он призывал нас, молодых педагогов, работать по профессии, а не становиться менеджерами или маркетологами, - рассказывает Марина Куликова. – Конечно, совмещать работу воспитателя и учебу было непросто, но было желание расти, развиваться, обучаться новому и применять свои знания на практике, в детском саду.

В 2010 году Марина Сергеевна приступила к работе логопедом в детском саду "Малышок". Распланированы диагностики, занятия и мероприятия на весь учебный год с ребятами разных возрастов. Каждый день логопед работает с воспитанниками группы компенсирующей направленности, помогая детям в развитии речи, постановке звуков.

Общий язык с ребятами педагог находит сразу. Детям занятия очень нравятся. Логопед практикует как индивидуальные, так и речевые уроки в группе. Заниматься с логопедом необходимо как можно раньше, поскольку исправлять речевые ошибки с возрастом становится труднее. Логопед не только "ставит" звуки, его работа начинается с развития у детей внимания, памяти, мышления. Занятия со специалистом обогащают словарный запас ребятишек.

Марина Куликова проводит различные упражнения по развитию артикуляционной моторики, упражнения для улучшения дыхания, а также пальчиковую гимнастику. Все занятия для детей построены как одна большая увлекательная игра.

- Важно работать с детьми в системе. Знания, которые ребята получают на логопедических занятиях, нужно постоянно закреплять. Активные помощники в этом – воспитатели и родители. Они должны поправлять ребенка, если он произнес слово неправильно, – объясняет Марина Сергеевна. – Также, если мы на занятии изучили тот или иной звук, дети должны дома вместе с родителями перед зеркалом повторять и тренировать правильность его произношения.

Работа логопеда трудоемкая, требует знаний. К сожалению, детей с нарушениями речи с каждым годом становится только больше, растет и количество нарушений. И здесь к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Поэтому Марина Сергеевна постоянно учится, посещает курсы, вебинары, внедряет новые методики, является муниципальным экспертом службы психолого-педагогического сопровождения Тюменской области.

- Почему растет количество детей с нарушениями речи, почему отклонения становятся объемнее – этот вопрос мы часто слышим от родителей, от преподавателей и участников различных семинаров, - говорит логопед. – Эта проблема в нашем профессиональном сообществе остается открытой. Разные доктора называют разные причины: качество и рацион питания детей, экология, развитие цифровизации – гаджеты, которые заменяют книги и живое общение, занятия.

Логопед детского сада "Малышок" дает родителям два главных совета: во-первых, пусть дети чаще жуют морковку, это хорошо развивает моторику и речь. Главное, это полезно для растущего детского организма! А во-вторых, читайте книги вместе с ребенком, вслух, слушайте, как он читает сам. Пусть с детства ребенок привыкает к ярким картинкам не в смартфоне или компьютере, а в книгах. Сегодня издания такие красочные, очень качественные.

- Люблю свою работу и детей, от них столько энергии, настроения, - говорит Марина Сергеевна. – Когда видишь их улыбку, это дает силы работать и стимул развиваться, расти. Увлекаюсь фотографией, снимаю свою семью, своих детей – сына и дочь. Мой отдых – всегда в движении, интересном занятии. И в наш профессиональный праздник – День воспитателя - хочу пожелать коллегам крепкого здоровья, хорошего настроения и благополучия в семье, а молодым специалистам – творческих успехов, дерзайте и у вас все получится!

Фото автора