В Прикамье и Предуралье живет финно-угорский народ удмурты, или, как их еще называют, вотяки. Богатый лесом и речками родниковый край Удмуртии - старый индустриальный район: первые металлургические, а затем оружейные и машиностроительные заводы начали здесь строить еще при императрице Елизавете Петровне. На селе по-прежнему слышны удмуртская речь и многоголосье - как у неожиданно прославившихся "Бурановских бабушек".
Валентина Ананьевна Русских с особым любопытством смотрит по телевизору выступления вокальной группы "Бурановские бабушки", ведь их говор, национальные костюмы возвращают женщину в детство и юность.
-В Бердюжье мы переехали в 1973 году, мне тогда было 38 лет, а родилась я в Удмуртии, в маленькой деревеньке неподалеку от города Глазова, - рассказывает Валентина Ананьевна. - Глазов - крупный город и административный центр Удмуртской республики. Он располагается на реке Чепцы и находится в 180 километрах от столицы республики - Ижевска.
Наши постоянные читатели наверняка вспомнят, что о Валентине Ананьевне мы уже писали, но тогда мы рассказали об этой женщине как о рукодельнице, народной умелице, которая плетет корзинки из лозы. А сегодня хочется, чтобы Валентина Ананьевна поведала нам о традициях своего народа.
-Мне скоро исполнится 83 года, но я до сих пор не бросаю любимое занятие – плетение корзин. Хотя ивы вдоль берега озера уже выросли и мне для работы не подходят. Поэтому приходится находить молодые веточки, заготавливаю их - и вновь сажусь за работу, - продолжает моя собеседница. - Частенько вспоминаю, как мы жили в Удмуртии. Каменных домов в деревне не было, все деревянные, причем не из сосны, а из ели. Стены оклеивали газетами, уже потом стали клеить на них обои. Дом разделяла одна перегородка, в нем были только кухня и спальня. До сих пор в каждом удмуртском деревенском доме стоит русская печка – кормилица. Ведь только в русской печке блюда получаются настолько вкусными, что никакие духовки и микроволновки не заменят ее. Если бы не пожар в доме три года назад, то и я бы ни за что не рассталась с русской печкой. Очень скучаю по национальному удмуртскому блюду - перепечам, которые обожают мои внуки и правнуки. Перепечи - это такие открытые пирожки или ватрушки, можно даже сказать, корзинки из пресного ржаного или ржано-пшеничного теста с добавлением какой-нибудь начинки (мяса, капусты, картошки, грибов). Из теста делают маленькие плоские корзиночки, в них кладут начинку, сверху заливают яйцами, молоком, сметаной и отправляют в деревенскую печь. Отсюда и их название - перепечи. Несколько раз пробовала печь их в микроволновке, но каждый раз неудачно - то не прожариваются, то края подсыхают. Наш народ входит в состав большой группы финно-угорских народов, именно поэтому перепечи так похожи на карельские пирожки, калитки, шанежки и другие подобные блюда.
Валентина Ананьевна вспоминает: материала для пошива одежды раньше не было, поэтому выращивали лен. Удмуртия по сей день славится выращиванием и производством льна.
-Работа со льном очень долгая и кропотливая. После того, как лен созреет, мы теребили его, сушили, обмолачивали, а уже потом расстилали на полях и просушивали. Повязав лен в пучки, отправляли на льнозавод. А после мама его пряла и ткала портянки и ковры. К сожалению, я так и не научилась работать на ткацком станке.
Мало кто знает, что удмуртские мастера первые в мире изобрели пластиковые лыжи. А сколько оригинальных сувениров рождалось и до сих пор рождается в руках удмуртских умельцев. Было время, когда целым семьям была разрешена надомная работа. Здесь создавались оригинальная мебель, утварь, обувь, изделия из бересты, металла, кожи. А какие ковры ткутся женщинами, какую вышивку, полотенца, кружева изготавливают их ловкие пальцы! Женщины владели не только секретами ткачества, вышивки, но и хранили тайны выделки кож, из которых шили лайковые перчатки.
-В каждом доме был свой мастер. В нашей деревне чаще всего занимались плетением. Кто-то плел корзинки, кто-то лапти. Я тоже умела плести лапти. В то время я работала на лесозаготовках, был 1956 год, на ногах у нас - самотканые портянки и лапти. Уже когда переехала жить в Бердюжье, не раз пробовала плести лапти, но забыла технологию, не получилось, а очень хотелось бы, - рассуждает Валентина Ананьевна. - Наши традиции во многом схожи с русскими. Когда играли свадьбу с мужем Рафаилом, то придерживались русских обрядов и традиций.
Валентина Ананьевна рассказала мне интересный факт: ей не пришлось менять фамилию, выйдя замуж.
-И у меня, и у Рафаила фамилии были одинаковые – Русских, - видимо, это судьба. Я помню родной язык, но даже когда жили в Удмуртии, не всегда понимала других. Республика одна, а говор у всех разный. Вот у "Бурановских бабушек" говор схож с нашим. Как я уже говорила, удмуртские женщины - прекрасные мастерицы, хранители народного творчества. Бисером в то время никто не вышивал, а вот крестиком вышивали многие. Я сама вязала себе приданое. Бывало, идешь на покос - и берешь с собой спицы и клубочек. Во время обеда присяду и вяжу. До сих пор у меня сохранились вязаные скатерть и плед. Внизу пледа мы пришивали яркие, чаще всего красные тряпочки с цветным рисунком. Я люблю петь, поэтому много лет была вокалисткой группы "Золотой возраст".
Общаться с Валентиной Ананьевной - одно удовольствие. Женщина признается, что давно уже прижилась в Бердюжье, теперь здесь ее родина, но акцент и своеобразный говор напоминают о тех местах, где прошли ее детство и юность.
-Одна из сестер у меня осталась жить в Удмуртии. Может быть, и я прожила бы в своей деревеньке всю жизнь, но супруг решил переехать. Помню, как он привез меня в Бердюжье - показать новое место жительства. Мне не понравилось это село - я поняла, что не хочу здесь жить и, оставив мужа, вернулась домой. В скором времени Рафаил приехал и все же уговорил меня переехать в Тюменскую область. Теперь это все в прошлом. Я привыкла к селу, нашла друзей, теперь отсюда уже никуда не хочу уезжать.
Удмурты - народ веселый, творческий. Путешественники, побывавшие у удмуртов, отмечают их гостеприимство, радушие, миролюбие и кроткий нрав.
На снимке: В.А.Русских с правнучкой Таней.
Фото Сергея ЧЕКУНОВА.