В те далекие годы хлеб доставался огромным трудом

В годы Великой Отечественной войны сотни тысяч немцев были депортированы из Поволжья России в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Происходило это в сентябре-октябре 1941 года

Согласно приказу, семьям на сборы необходимых вещей давали 24 часа, затем люди должны были явиться на сборный пункт. Куда им предстоит уехать и вернутся ли они когда-нибудь домой — никто из них об этом не знал.

Когда началась Великая Отечественная война, Виктору Генриховичу Фоосу было всего четыре года. В 41-м году они жили в Волгоградский области. Тогда его вместе с матерью, маленькой сестренкой и другими родственниками спешно вывезли в Сибирь, в Тюменскую область. В долгой дороге от голода умерла сестренка. О том времени он помнит по рассказам мамы и бабушки до сих пор.

- Отец пропал без вести в том же 41-м году, - рассказывает Виктор Генрихович. - Где и при каких обстоятельствах, точных сведений у нас нет. Долгое время мама и бабушка искали информацию о нем, но никаких подробностей так и не узнали. Приехали в Бердюжский район, кушать нечего. Что было из одежды, все обменяли на картофельную кожуру. Мама устроилась работать на ферму. Учиться не пошел — семья жила в нищете. Жили на берегу озера в землянке. Там сам смастерил плиту. Таскал камыш и выстилал им пол. Время было такое, всем приходилось нелегко.

Будучи мальчишкой, Виктор все время помогал матери на ферме. Она работала на лошадях, техники тогда в деревнях никакой не было. В пятнадцать лет стал сам возить молоко на ферму. "Хоть сытым буду — молока попью", - смекнул мальчишка.

- Все лето возил молоко на быке, а к зиме мне доверили коня, - вспоминает мой собеседник. - Пришлось тогда коня мне самому обучать, помню, как сахарком его угощал. Эти животные любят сладкое. Так, в работе, прошло все детство, так остался безграмотным.

Вся его трудовая жизнь прошла в деревне Гагарино в совхозе "Глубоковский", на Гагаринской ферме. Первая запись в трудовой книжке значится 1953 годом, а последняя — 93-м. 40 лет трудового стажа. Ветеран труда. Он работал простым рабочим на ферме, метал в бригаде сено, скотником, ухаживал за коровами и телятами, а затем — плотником и трактористом. Любое дело, за которое бы он не брался, получалось на совесть. Был на все руки мастер — клал печи, ремонтировал на ферме доильные аппараты, транспортеры зерна. Говорит, и среди ночи, если случалась поломка, приходилось бежать на ферму.

- Однажды взяли меня слесарем на зерносклад, - рассказывает Виктор Генрихович. - Увидели, что получается, доверили чинить технику. Потом меня определили к опытному трактористу, учиться на водителя. И когда он не мог починить трактор, а у меня получилось, никто и поверить не мог. Получил водительские права, трудился на гусеничном тракторе, комбайне. Память у меня тогда была отличная, хотя и читать, и писать не умел. Но запоминал все быстро. Дома тогда было большое хозяйство, но везде успевали. Кроме трудовых будней, и вспомнить сегодня нечего.

Давно уже Виктор Генрихович на пенсии. Живет все также в деревне Гагарино, в небольшом уютном доме вместе с супругой. Круглый год — и в доме, и в ограде чистота и порядок. Без дела сидеть он не привык. За огородом в пять соток ухаживает всегда сам, а по дому помогает социальный работник. Несмотря на все трудности и лишения, сумел сохранить оптимизм и позитивный настрой.

- Стараюсь каждый день больше двигаться, - улыбается ветеран. - Движение - это жизнь и хорошее настроение.

Фото Сергея Чекунова