В Бердюжской школе прошли уроки памяти жертв Холокоста

В минувшую пятницу в Бердюжской школе классные часы и уроки Памяти в музее были посвящены Международному дню памяти жертв Холокоста. В фойе была оформлена тематическая выставка, а на занятиях школьникам рассказывали о драматичных событиях Второй Мировой войны.

Члены краеведческого кружа "И у Памяти есть голос" Виктория Шпакович, Мария Дектярева, Екатерина Ташланова, Ксения Саулова с руководителем Галиной Дюковой провели классный час для шестиклассников.

- 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста, - сказала Галина Дюкова. - Именно в этот день в 1945 году советские войска освободили один из крупнейших концентрационных лагерей Освенцим (территория современной Польши). По разным данным, в его застенках погибли от 1 до 2,2 млн человек.

Когда фашисты во главе с Гитлером пришли к власти, то приняли свыше четырехсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты  городские парки. Они не могли находиться на пляже и купаться вместе с немцами. Евреев стали переселять  в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Еврейские дети были обязаны работать, как взрослые - по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр.  В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожженных.

Судьбы детей в этой катастрофе - одна из самых тяжелых страниц в истории. Маленькие дети утратили свою роль детей, и им пришлось решать вовсе не детские вопросы. И зачастую, когда уже у взрослых не было сил противостоять злу, их поддерживали дети.

Звучали проникновенные строки стихов и рассказы ведущих, ребята смотрели фрагменты фильма "Мальчик в полосатой пижаме" - о ребенке, который находился в концлагере, читали воспоминания детей о том времени. Тем ребятам, как и сегодняшним бердюжским шестиклассникам, было всего по двенадцать-тринадцать лет.

Например, они рассказали об Анне Франк. В 13 лет девочка начала вести дневник, ставший одним из наиболее известных документальных свидетельств о Холокосте. Вскоре после прихода Гитлера к власти Анна вместе со своей семьей бежала в Нидерланды. Но в мае 1940 года немецкая армия оккупировала Нидерланды. Семья Анны переселилась в убежище. Поскольку амстердамским евреям в то время уже запрещалось пользоваться общественным транспортом, то Анна с родителями шла несколько километров под дождем. Чтобы создать иллюзию, что они без багажа, на всех троих было по несколько комплектов одежды. В убежище Анна вела дневник в письмах на нидерландском языке. Эти письма она писала вымышленной подруге Китти. В них она рассказывала все, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день.

Из письма Анны Франк от 9 октября 1942 года: "Дорогая Китти! Сегодня у  меня только печальные известия.  Наших еврейских знакомых арестовывают целыми группами. В гестапо с ними обращаются буквально  не по человечески: загоняют в  вагоны для скота, чтобы увезти в Вестерборк, еврейский лагерь в Дренте. Мип говорила с человеком, которому удалось бежать оттуда. Он рассказал ужасные вещи! Заключенным почти не дают еды и питья. Воду из кранов подают всего на час в день, и на несколько тысяч людей там всего один умывальник и туалет. Спят все на полу вповалку: мужчины, женщины. Женщин и детей нередко обривают наголо. Бежать оттуда практически невозможно: заключенных узнают по обритым головам и еврейской внешности. Если в Голландии евреев держат в таких невыносимых условиях, то как же им приходится в тех местах, куда их отсылают? Мы думаем, что большинство просто уничтожают. Английское радио говорит о газовых камерах, возможно, это самый быстрый способ умерщвления".

С 1939 по 1945 годы — в период Второй мировой и Великой Отечественной войны - через 14 тысяч фашистских концлагерей, гетто, тюрем и других мест принудительного содержания прошло 18 миллионов узников, из которых 11 миллионов погибли. Каждый шестой из них был малолетним.  Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек.

- Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру, - отметила Галина Дюкова. - И мы не должны об этом забывать, а говорить своим детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены.

Фото из архива школьного музея