Анастасия Жукова, психолог Истошинского дома-интерната для престарелых и инвалидов и социальный педагог Истошинской школы, семнадцать лет назад выбрала для себя эту профессию – помогать людям, поддерживать семьи, которые оказались в непростой жизненной ситуации. Она всегда в окружении детей и взрослых, вместе с ребятами и их родителями решает сложные вопросы в семьях - поведении, учебе и отношениях со старшими и ровесниками.
- Анастасия Валерьевна – незаменимый специалист, профессионал своего дела и первый помощник не только для постояльцев нашего учреждения, но и для всех работников, - говорит Ольга Рогова, культорганизатор Истошинского Дома-интерната для престарелых и инвалидов. – Мы идем к ней с вопросами по работе, обращаемся, если беспокоят какие-то личные проблемы. Часто достаточно просто с ней побеседовать, поговорить по душам и становится все легко и понятно. В течение пяти лет трудимся с Анастасией в тесном сотрудничестве – готовимся и проводим мероприятия, праздники, акции и различные тренинги для наших проживающих. Мы как одна большая дружная семья, где каждый дополняет другого.
Профессию социального педагога-психолога Анастасия Валерьевна выбрала осознанно, она ценит ее за возможность общения с людьми. Ей важно слушать и слышать человека, сделать все возможное, чтобы ему помочь. После окончания института она пришла работать в Истошинскую школу социальным педагогом. Пять лет назад ей предложили работу психолога в Доме-интернате. Сегодня она совмещает оба направления деятельности – со взрослыми и с детьми. Специалист отмечает: ей интересно работать и с ребятами в школе, и с постояльцами социального учреждения. Это позволяет профессионально расти, повышать квалификацию, учиться новым методикам, чтобы помощь людям была более эффективной.
– Работаю с подростками и их родителями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с многодетными семьями, – рассказывает Анастасия Валерьевна. – С теми ребятами, кто состоит на учете в "банке данных", кто имеет проблемы в социальной адаптации, - рассказывает Анастасия Валерьевна. - Несмотря на то, что в зоне особого внимания социальных работников ребята с проблемами в социальной адаптации, учебе и поведении, для нее нет такого понятия, как "трудный подросток". Она никогда не делит ребят на хороших или плохих. У нее другой подход: во взаимодействии с семьей подростка и другими специалистами индивидуально разобраться в каждой проблеме ребенка, узнать, что его беспокоит, найти решение. Часто – через любимые увлечения, участие в конкурсах, акциях и мероприятиях. Самое главное – найти подход к каждому ребенку, с заботой и вниманием относиться к его маленькой проблеме. Когда ты идешь с добром, то встречаешь понимание. По-другому в нашей работе нельзя.
У Анастасии Жуковой уже был значительный опыт работы в школе и с детьми, когда ей предложили попробовать себя в работе со взрослыми – постояльцами Истошинского дома-интерната. В беседе она вспоминает: были страхи и сомнения, справится, получится ли все задуманное. Но тревоги быстро отступили, и теперь подопечные считают Анастасию не просто психологом, а другом. Часто ее здесь называют: "Настенька", так ласково, как любимую внучку.
- Ребенок, как чистый лист, который легко прочитать, - говорит Анастасия. – Ты пришел к нему и видишь его настроение, в разговоре узнаешь о проблемах. Взрослые часто "закрываются", умеют скрыть, что у них на сердце, не идут на контакт. В нашем учреждении у многих людей непростая судьба, своя история жизни, подчас обремененная серьезными проблемами со здоровьем и инвалидностью. Нужен особый подход, другие методы, высокий уровень профессионализма.
Начинали со знакомства, определения проблем, диагностики сильных и слабых сторон, учились доверять, верить друг другу. Все как в дружной семье. После первого этапа - обычная коррекционная, терапевтическая работа психолога. Зачастую людям нужна поддержка, чтобы с ними поговорили, их услышали. Поделившись всем, что было на душе, им становится легче, они быстрее адаптируются к новым условиям своей жизни, начинают увлекаться творчеством – лепкой, рисованием, изготовлением поделок.
Мероприятия расписаны по плану, проводятся групповые занятия, которые направлены на сплочение коллектива. Психолог использует различные технологии: арттерапию, смехотерапию, сказкотерапию. Удивительно, рисунок человека может так много о нем рассказать: специалист обращает внимание на краски, штрихи, содержание и видит настроение, проблемы.
Анастасия Валерьевна признается: размышления о работе, о том, как помочь людям, не оставляют ее и дома. Ведь за каждого человека болит душа, хочется поддержать, найти верные слова, нужные технологии.
- У меня самой рано не стало бабушек и дедушек, - говорит моя собеседница. – Поэтому все постояльцы Дома-интерната мне как родные, поэтому мне с ними так легко. Ведь я чувствую в них ту теплоту, любовь и заботу ко мне, которыми окружают бабушки своих внуков.
У Анастасии Валерьевны накоплен богатый опыт работы с детьми, семьями и взрослыми. Несмотря на это, она постоянно учится, повышает свою квалификацию. Вместе с комплексным центром выезжает в другие социальные учреждения, центр "Семья" в Тюмени. В беседе психолог меня в очередной раз удивляет: недавно она освоила новую технологию – метафорические карты. Для меня набор ярких красочных картинок, для профессионала – прием для работы с людьми. Оказывается, в каждой карте человек может найти себя, вспомнить сюжеты из своего детства.
Анастасии Валерьевне интересна методическая, научная работа. Она пишет статьи, которые публикуются в журналах. В этом году психолог разработала цикл занятий по теме: "Мандалотерапия – ключ к долголетию". С этой разработкой она приняла участие во всероссийском конкурсе социальных служб "Золотое перо" и стала лауреатом. Активна моя собеседница в общественной жизни села – является председателем сельской думы, входит в состав районной думы. Старшая дочь намерена связать свою жизнь с медициной, и учится на фельдшера, сын закончил девятый класс.
Анастасия Жукова всегда в окружении взрослых, ребят, с хорошим настроением спешит на работу. Ее день начинается с улыбки, которую она дарит окружающим ее людям.
Фото автора