Советник директора - друг и наставник для ребят

Новая должность "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" появилась по инициативе Президента России еще в 2021 году, и тогда первые специалисты начали свою деятельность лишь в 10 регионах. Сейчас же советники есть во всех 89 регионах страны.Третий год советником директора Окуневской средней школы работаетАлена Игнатенко.

- Многие задаются вопросами: кто же такой советник директора, какими компетенциями должен обладать специалист на этой должности и чем же его деятельность отличается от функциональных обязанностей, например, вожатого – содержанием или формами? Несомненно, и до появления новой должности в школе велась воспитательная работа, - рассказывает Алена Геннадьевна. - Вместе с ребятами мы разрабатывали проекты для повышения интереса к школьной жизни, принимали участие в деятельности Российского движения школьников, но это были единичные и разрозненные акции и общешкольные дела. Чтобы стать советником, всем кандидатам необходимо пройти конкурс "Навигаторы детства" и повышение квалификации. Уже в процессе обучения я поняла, насколько деятельность советника обширна. Многие могли подумать, раз должность называется так, то специалист должен будет взаимодействовать только с директором или заместителем директора по воспитанию. А вот и нет. Советник директора по воспитанию – это посредник между администрацией школы, педагогами, родителями и учениками. Например, совместно с педагогами я вовлекаю наибольшее количество детей в воспитательные события, с родителями делюсь информацией по уже реализованным и предстоящим проектам, а ребятам предлагаю стать активистами нашей школы, знакомлю их с деятельностью ученического совета, обучаю способам принятия решений и предлагаю принять участие в интересных мероприятиях.

Одна из главных задач советника - осуществление системного воспитательного воздействия как в школе, так и за ее пределами. Для чего? Для успешной социализации будущих граждан. Теперь воспитательная работа масштабировалась: педагог знакомит ребят с проектами и возможностями, которые им предоставляются на федеральном и региональном уровнях и которые направлены на решение конкретных задач. Это вовлекает детей в активную деятельность, добрые дела, творческие начинания и конкурсы.

- Может показаться, что советник директора и старший вожатый решают одни и те же задачи, - добавляет Алена Игнатенко. - Но это только так кажется на первый взгляд. Обязанности советника обширны: мы охватываем не только актив школы, но и всех учащихся, помогаем развитию детских общественных организаций, таких как "Орлята России" и "Движение первых", реализуем или придумываем уникальные воспитательные проекты для школьников не только своей организации, но и района. Но все-таки советник директора – это наставник для ребят. Сегодня наставничество все больше набирает популярность. Наставник – это не только про обучение и передачу своих знаний, это еще и про помощь в адаптации к новым обстоятельствам, помощь в трудных жизненных ситуациях. Чтобы стать наставником, нужно пройти определенный путь, у каждого наставника тоже есть свой наставник. А чтобы быть хорошим наставником, нужно учиться каждый день и многому. В процессе работы появляются секреты, которые мы используем в работе, я хочу поделиться своими. Самым главным для меня является умение слушать ребят. Современные дети нуждаются в том, чтобы быть услышанными. У них есть переживания, проблемы, а иногда они приходят к тебе с интересными проектами, которые хотели бы реализовать. Планы с ребятами мы обсуждаем на планерке в понедельник в центре детских инициатив.

Работа в школах строится на основе календарного плана воспитательной работы, расписаны Дни единых действий, мероприятия "Движения Первых". Не забывают о традициях. Так в Пегановской школе каждый учебный год проводятся выставки к праздникам, фестиваль творчества, конкурс строя и песни к 9 Мая, благотворительные ярмарки для поддержки земляков - участников СВО.

- В школах проходит много мероприятий по инициативе учеников, - отмечает советник директора. – Идеи мы поддерживаем и помогаем их реализовать. Особенно хочу отметить наши "Классные встречи", которые в этом учебном году прошли с ветеранами СВО – с другом нашей школы, ребят, Героем Отчизны и настоящим патриотом Николаем Никитиным (к сожалению, сегодня его уже нет рядом с нами), с отважными женщинами, медсестрами - Куляим Жакуповой и Ольгой Яшкиной. Были встречи с сотрудниками и ветеранами полиции. Мы реализуем проект "Связь поколений" - волонтеры помогают людям, проживающим в Истошинском доме-интернате, ухаживают за памятниками в селах, наводят порядок. Гордимся успехами и победами учеников. Карина Коптяева из Окуневской школы, юнармейцы из Пегановской школы благодаря своим грамотам, активности и победам смогли съездить и отдохнуть в "Артеке".

Ребята в школьном ученическом совете разных возрастов и учатся в разных классах. Цель советника-наставника – объединить их в сплоченную команду, помочь им найти общий язык, направить их творческий потенциал на реализацию проектов. Для детей создано такое творческое пространство, в котором они ощущают себя комфортно, знают, что могут найти единомышленников. Многие ребята сами становятся наставниками друг для друга. Ученический совет выступает как организатор, а педагоги превращаются в старших друзей.

В планах у советника директора и ребят подготовка к Новому году: украшение школы и кабинетов, утренники, театрализованный праздник, конкурсы, а также выпуск стенгазеты "Советская открытка". Если будут новые инициативы у детей - педагоги их поддержат и воплотят в интересные яркие события.

- Советник-наставник должен осознавать: чтобы быть интересным для ребят, понимать их и быть с ними на одной волне, нужно уделять время и своему профессиональному, и личностному развитию. Я постоянно учусь, познаю новое: за несколько лет было немало мастер-классов для советников, семинаров и поездок, - говорит Алена Геннадьевна. - А самое главное – я стараюсь интересоваться тем, чем увлекаются мои ученики. Советник – это ответственная и важная должность. И как сказал выдающийся русский педагог и писатель Константин Дмитриевич Ушинский, "наставник должен быть не только учителем, но и другом". Поэтому я желаю всем советникам стать настоящими друзьями своим ученикам.

Фото из архива

Пегановской школы