Почему Капаров кризиса не боится

-Где Капаров-то, - закрутили мы головами, приехав на территорию СПК "Нива" и увидев, что дверь в избушку, где до сих пор располагается офис, или, проще сказать, контора сельхозкооператива, на замке. – Сказали, что он здесь, а что-то никого не видно…

-Вам Васильевича надо? Сейчас позовем. Он вон, на деляне, лес пилит.

К нам подошла улыбающаяся дежурная. Она узнала нас, мы ее, и, пока бегали за начальством, разговорились. Женщина успела похвалиться и не сегодня-завтра открывающимся новым, с иголочки, настоящим офисом, где расположится и столовая, в которой она будет готовить и кормить рабочих весь долгий "горячий" сезон от начала работы на полях и до последнего дня уборки, и пусть не новым, но очень нужным в хозяйстве автобусом… Но тут показался тот, кого мы с нетерпением ожидали, и мы поспешили навстречу Константину Васильевичу. С сентября не виделись или даже с августа – не столь важно, прошла целая зима, и вопросов накопилось много.

Не похож совсем Капаров на пострадавшего так уж глобально от кризиса крестьянина: вон в ангаре какая-то новая штуковина стоит, раньше ее не было. Офис новый вырос – красавец, автобус опять же…

-Ну что кризис, о нем пусть политики думают, - отмахивается от нас Константин Васильевич. – Он знаете, когда возникает? Когда производства нет. Вот тогда он в наших головах и застревает. И руки опускаются. Нельзя нам, крестьянам, об этом думать, у нас есть производство, его надо сберечь, а значит – работать не покладая рук.

Знаю Капарова много лет. И всегда при встрече с ним удивляюсь. Нет, не той хозяйственной жилке, что удерживает на плаву сельхозкооператив "Нива", - без этой жилки он не стал бы руководителем хозяйства много лет назад. А его умению не впадать в панику и раздражение и искать наиболее приемлемое решение – и находить его. При всем том, что молочных рек и кисельных берегов рядом с его владениями что-то не наблюдается. Прошлая осень, когда хлеб убирали уже по снегу, принесла хозяйству 12 миллионов убытка. Да, убрали 100 процентов, но качество зерна пострадало: большая влажность - не спас даже сушильный комплекс, - низкая клейковина, огромные затраты. А результат – реализация продукции по низкой цене.

-Конечно, сердце кровью обливалось, - вздыхает Константин Васильевич. – За 20 лет существования кооператива я не припомню такой осени.

Нет, он не жалуется и очень благодарен своему коллективу за самоотверженную работу. Это не пафос, так оно и есть в действительности. И сдаваться совсем не собирается. В этом году приобрел малогабаритный мельничный комплекс для производства комбикорма.

-Он может производить три вида продукции, - объясняет Капаров, - для крупного рогатого скота, свиней и птиц. Мы его уже опробовали, люди качество оценили, но пока только у нас. В районе – еще нет.

Но лиха беда начало. Отруби дают видимость насыщения, однако на привесы мало влияют. А переработанные пшеница, ячмень, овес с добавлением других компонентов творят чудеса. Норма помола комбикорма соблюдается неукоснительно, добавки – тоже. И скот начинает лосниться и тучнеть. Поэтому уже сейчас начнут готовить стационарное место для агрегата, сделают отдельный склад для хранения комбикорма и готовятся к дальнейшей работе по получению сертификата качества своей новой продукции. А там не за горами и выход на рынок. Оптовики из Тюмени и других мест, прослышав о принципиально новом подходе приготовления корма для скота в глубинке, уже выходят на Капарова с  деловыми предложениями.

Но и в нашем районе, на это надеется Константин Васильевич, комбикорм будет востребован:

-Он идеален для выращивания птицы. У нас многие берут весной цыплят. На нашем комбикорме они будут отлично развиваться!

Я беру на заметку слова этого рачительного хозяина. Потому как и сама думаю обзавестись к лету курами да утками. Что, если наши магазины станут торговать комбикормом, произведенным в "Ниве"? Если не надо будет ездить за ним в Зарослое, то почему бы и нет? Тем более, что Капаров утверждает: усвояемость комбикорма - 99 процентов. Фантастика! Для наших мест, разумеется.

Конечно, работа коллектива не ограничивается только пуском мельницы. Сейчас пришло время заняться благоустройством территории. Она огораживается, готовятся отдельные площадки для постановки каждого вида техники. Будут переоборудовать приобретенный автобус для походной кухни, чтобы на отдаленных полях кормить механизаторов едой, приготовленной на месте, а не ждать им машину с термосами.

Совсем скоро сойдет снег, и техника выйдет на поля - у всех крестьян, не только у Капарова, конечно. И начнется в прямом смысле слова горячая пора. Вряд ли они будут думать о мировом кризисе - он у нас в головах, в чем Капаров совершенно уверен.

"Вот тебе и кризис, - думала я, возвращаясь из командировки. – Нет, с нашими мужиками определенно не пропадешь, молодцы они у нас"…

Прав Константин Васильевич, который до самозабвения любит родную землю: надо больше работать, меньше стенать да на дядю надеяться. Тогда никакой кризис не страшен.

 

На снимке: К.В.Капаров.

Фото С. ЧЕКУНОВА.