События, прошедшие у южных границ страны, взбудоражили мою память, заставили вспомнить разговор с отцом о Крыме, о городе русской славы, где он воевал, освобождая Севастополь от фашистов.
Я читал об этом городе и слушал замечательные песни о нем. Интересно было узнать, почему так назвали эту знаменитую возвышенность, преграждающую подступы к Севастополю. Сапун в переводе с тюркского означает мыло. Гора богата глиной, из которой в девятнадцатом веке делали это моющее средство.
Большое значение для обороны города имела эта возвышенность, высотой 231 метр. Вот что рассказывал мой отец, командир роты, участник штурма Сапун-горы: "Очень мощную оборону создал враг: доты, дзоты, блиндажи. Любой ценой хотели фашисты удержать Севастополь. Бои шли за каждую траншею, в рукопашных схватках били врага всем, что под рукой, даже рвали зубами. Сколько бойцов геройски погибло! Перед последним броском на гребень горы меня ранило в правую ногу. Ожесточенный, страшный бой. Раненых несли на носилках, тащили на плащ-накидках, а кто сам полз, оставляя кровавый след. Госпитали были забиты ранеными. Измученные врачи делали все возможное и даже больше. В операционных стойкий запах спирта, крики, мат! Санитары мешками вытаскивали отрезанные изуродованные конечности. К вечеру Сапун-гору взяли, а 9 мая освободили Севастополь!".
Я давно мечтал побывать в городе русской славы, через который прошла военная дорога моего отца, протянувшаяся с 1941 по 1945 год. Приехал я в Севастополь перед новогодними праздниками. Выходя на перрон вокзала, почувствовал невидимое воздействие каких-то сил, пронизывающих мой мозг. Может, это души русских моряков и солдат встречали и смотрели с высоты на меня, не испытавшего ужасов войны?
Какая-то торжественно-восторженная аура обволакивала мою душу. Жители Севастополя мне казались особенными. Лица их были радостными, приветливыми. Город готовился встречать Новый год, всюду висели праздничные гирлянды. На причалах стояли военные красавцы-корабли и подводные лодки, тоже украшенные праздничными вымпелами. Черные бушлаты, бескозырки с гвардейскими ленточками бравых моряков среди пестрой толпы придавали людским потокам на улицах необычный вид.
На следующий день началось знакомство с городом-героем. Иду по историческому центру города (Графская пристань, памятник Затопленным кораблям, пл. Нахимова). Именно здесь появились первые здания будущего города-крепости. Для каждого жителя Севастополя это место значимое. Вся севастопольская земля полита кровью нескольких поколений. В тяжкую годину они отчаянно защищали и освобождали свою Родину.
Интенсивность боев в мае 1944 года на Сапун-горе была невероятной. Здесь поистине "плавились камни". Представьте себе, за девять часов штурма погибло около 14 тысяч человек! Осматриваю здание диорамы, Обелиск Славы, открытую экспозицию советской военной техники и часовню св. Георгия Победоносца. На склонах горы сохранены траншеи и огневые точки времен Великой Отечественной войны. Это музейный исторический комплекс.
После экскурсии, стоя на вершине горы, подумал: а смог бы я подняться из окопа и пойти на штурм неприступной Сапун-горы? Как же было трудно и страшно штурмовать ее под сплошным огнем фашистов! Я вспомнил слова отца, представил себя на его месте. Как будто наяву увидел искаженные злобой лица фашистов, мне показалось, что я слышу смертельный, страшный рев рукопашной. Мне виделось, как те молодые ребята поднимаются в атаку, падают, сраженные осколками снарядов и пуль, на склоны горы. Наши бойцы, и среди них был мой отец, взяли Сапун-гору, освободили Севастополь!
Спустя 70 лет севастопольцы и жители Крыма почувствовали незримую, но мощную связь времен и поколений - провели уникальное воссоединение многонационального Крыма с Россией! Сопоставляя времена и поколения, понимаешь, что крымчане не растеряли тот драгоценный всепобеждающий русский дух единения и сплоченности.
Я хочу, чтобы на этой героической земле, где в боях пролил кровь мой отец, восторжествовала справедливость, не было лжи и коррупции, чтобы каждый ответственно, честно относился к своим обязанностям. Чтобы с этого героического полуострова чести, достоинства, благородства началось бы распространение российского духа победителей на мою малую родину и всю Россию!
На снимке: мой отец Владимир Григорьевич Фадеев – участник штурма Сапун-горы.
Фото из семейного архива.