История Блокадного Ленинграда - в судьбах наших земляков, стихах и музыке

В минувшую пятницу в Бердюжской средней школе прошел цикл мероприятий, приуроченных к открытию Года Памяти и Славы. Для учеников состоялись классные часы, уроки мужества. Звучали песни, стихотворения. Взрослые и дети говорили и вспоминали о событиях Великой Отечественной войны, блокаде Ленинграда. Состоялась акция "Блокадный хлеб".

Утро началось в актовом зале школы, где ребята показали для гостей и одноклассников литературно-музыкальную композицию. Она была посвящена нашему земляку, участнику прорыва блокады Ленинграда Владимиру Федоровичу Кислову. С замиранием сердца и слезами на глазах ее смотрела семья Владимира Федоровича: супруга Екатерина Ивановна, сын Иван и внук Владимир.

Мелькали кадры старых фотографий, писем с фронта, звучали песни военных лет. Несколько сцен, слов из кинофильма в исполнении ребят рассказали нам о жизни Владимира Федоровича.

– Он увлекался музыкой, театром еще в школе. Умел играть на скрипке и других музыкальных инструментах, – рассказывает Екатерина Ивановна. – После школы поступил в Ишимское педучилище, но в 43-м году его забрали на фронт. Служил механиком в 283-м истребительном полку, сопровождал штурмовиков во время бомбежки немецких позиций. Когда его просили рассказать о самом памятном дне ВОВ, он всегда вспоминал случай, как два наших отважных летчика победили в бою восьмерых фашистских ассов. Он написал об этом песню, которую пела вся вторая эскадрилья 283-го истребительного полка.

В подаренной музею школьной тетрадке можно прочитать написанные рукою Владимира Федоровича, не менее интересные факты из его военной жизни:

"Бомбежки, артобстрелы, вечное недоедание, тревога стали обычными в нашей фронтовой жизни. На этом фоне самым запоминающимся событием было создание народных инструментов и участие во фронтовом смотре художественной самодеятельности.

Командир 2-й эскадрильи капитан Иван Григорьевич Гриценко узнав, что я играю на скрипке и других музыкальных инструментах, загорелся мыслью создать в эскадрилье свой оркестр.

Однажды к КП эскадрильи подъезжает полуторка и из нее выскакивает капитан Гриценко, показывает полную полевую сумку денег (собрали летчики) и командует: "Поезжай в Город (так мы называли Ленинград) и накупи всяких музыкальных инструментов".

Набрал я чуть ли не полный кузов: и гитары, и мандолины, и балалайки, и какие-то немыслимые ударные, о которых в деревне и понятия не имел (потом осваивали всей эскадрильей), и, конечно же, скрипку. Когда я в "комиссионке" увидел эту красавицу столетнего возраста, у меня глаза загорелись. Но старичок-продавец охладил мой пыл, сказав, что она дорого стоит и попросил продуктов. К счастью, у шофера оказался хлеб. Отдали мы его деду, и, счастливые, поехали домой. Так мы стали обладателями целого состояния! И только сейчас я осознаю, каким дальновидным был наш психолог-командир: вся эскадрилья в оркестре, у всех приподнятый дух, все (каждый на своем месте) деремся, как черти. Распределили инструменты, разбились на группы, и вечерами наша землянка, КП эскадрильи наполнялись музыкой. Скоро мы стали известны. Выступали в других эскадрильях, в мастерских БАО (батальон аэродромного обслуживания), у наших соседей-штурмовиков, которых наши истребители прикрывали во время бомбежек и штурмовок. Хранится у меня и скрипка, что купили в Ленинграде. Ее мне вручили перед строем полка - за организацию художественной самодеятельности".

– Музыка сопровождала Владимира Федоровича всю жизнь – в школе, на фронте и после войны. Он работал учителем музыки и рисования в Бердюжской школе, руководил хором учителей и учащихся, подростковым вокально-инструментальным ансамблем, хорошо рисовал и умел играть практически на всех музыкальных инструментах. Его талант передался и сыну Ивану, который прекрасно поет и рисует, создает из дерева удивительные вещи. Мы благодарны ребятам и педагогам за приглашение на мероприятие. Владимира Федоровича любят и помнят в родной школе. А это главное, что сегодня нам остается, – сохранить и передавать память о жизни и подвигах наших солдат из поколения в поколение.

Позади – дни блокадных времен

 

О блокадном Ленинграде говорили в этот день и в школьном музее – на уроке мужества. Для десятиклассников и членов "Литературной гостиной" его провели руководитель музея Галина Дюкова и ученики седьмого и десятого классов.

После рассказов ведущих поэты и гости мероприятия рассказывали о судьбах своих родных и близких, ушедших на фронт, читали свои стихотворения о блокадном Ленинграде.

– Недавно я встречалась со старшеклассниками, говорили о наших земляках – героях Советского Союза, – поделилась Елена Плясунова, председатель президиума районного совета ветеранов. – И когда спросила у ребят, есть ли в их семьях родные и близкие – участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, оказалось, не все школьники интересуются историей своей семьи. Так не должно быть. Мы обязаны помнить, передавать эту память своим детям, внукам и правнукам. О войне много написано стихотворений, книг, сняты замечательные фильмы. Смотрите их, ребята, читайте, знайте историю нашей страны и, конечно, своей семьи. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, записывайте их рассказы и бережно храните. У меня дедушка воевал. Один дядя похоронен в городе Ровно. Ему было всего 19 лет, когда он погиб, о судьбе другого до сих пор ничего неизвестно. Учился на танкиста, в первые дни войны он попал в Брест, где и пропал без вести.

– До начала войны я училась в школе и закончила 8 классов. Отца и старшего брата забрали на фронт. В 1943 году пришлось уйти из школы, – вспоминает Екатерина Ивановна Кислова. – Работала на почте помощником телеграфиста, телеграфистом. Работать было трудно, рабочий день – с семи утра до семи вечера. Было холодно и голодно. Из леса на себе носили сушняк и топили печи. Трое в семье умерли – бабушка, брат и сестра. И вот наступил май 1945 года. Звонит на телеграф секретарь райкома партии и говорит: "Девчонки, кончилась война!". Словами невозможно передать нашу тогда безграничную радость.

Еще несколько часов участники "Литературной гостиной" делились воспоминаниями. В память о событиях блокадного Ленинграда поэты прочитали свои стихотворения. В пронзительных строчках слились память, боль и Великая Победа.

Фото автора