В июне в Бердюжском районе стартовали туристические маршруты. Две группы бердюжан уже побывали в Истошино. В минувшую субботу мы отправились в гости в Окуневское сельское поселение, чтобы познакомиться с историей села, послушать местные легенды, побывать на Соленом, полюбоваться диковинкой – австралийскими страусами эму.
Историю села создавали люди
Глава поселения Сергей Курков и наш гид Сергей Поляков встречали гостей и рассказывали об истории села.
Наша экскурсия началась с посещения музея под открытым небом, что создали окуневцы у здания сельской администрации. Тут воссоздан быт и занятия крестьян: крытая соломой изба, деревянный колодец, ветряная мельница и телега с сундуками.
– Село Окунево, расположившееся на увале между двух озер – Бердюжье и Долгое, – растянулось почти на два километра. Трудно себе представить, что начиналось оно когда-то с нескольких изб, – говорит Сергей Валентинович. – Наши предки не строили дома, где придется. Под поселение всегда выбирали красивое, как они говорили "веселое", место на берегу реки или озера, желательно рядом с лесом. Богатое птичье царство перечисляется в описании наших мест в восемнадцатом веке. Весной и осенью озера сплошь покрывались перелетной птицей, озера казались черными. Кроме лебедей, гусей, журавлей и разных видов уток называются аисты, "польские курицы" – дрофы, заходившие в наши места из южных степей, особенно в сухое лето.
Со временем в Окунево уже стало две улицы. Та, что тянулась вдоль озера Долгого, называлась Большой (позже - Колхозная), а та, что вдоль озера Бердюжье – Малой (позже – Совхозная). Западную окраину села называли "Расеей". В 1897 году православные жители Окунево на свои средства построили церковь во имя Рождества Христова. При ней была открыта церковно-приходская школа.
В это время в Окунево проживали православные (мирские) жители и старообрядцы (двоедане). В 1908 году было закончено строительство старообрядческой церкви. С этого момента Окуневский храм стал центром религиозно-общественной жизни старообрядцев Зауралья – здесь проходили съезды старообрядческих священников Тобольской губернии. Село росло и развивалось. В Окунево было около 20 ветряных мельниц, несколько магазинов, государственное питейное заведение. Строились новые дома, распахивались новые земли, росло поголовье скота.
Проезжая по улицам современного села, Сергей Поляков говорил о том, как раньше строили дома, показывал старые деревянные и кирпичные здания, отдельно остановился на Крестьянском восстании и участии в нем окуневцев:
– В конце 1920 года была объявлена продразверстка. Продотряды забирали весь хлеб, включая семенной, обрекая крестьян на голод. Роптание и возмущение крестьян переросло в жестокое и беспощадное восстание, охватившее не только нашу область, но и соседние. Окунево стало одним из опорных пунктов повстанцев Ишимского фронта во главе с Григорием Денисовичем Атамановым. Через село проходило немало подвод на Уктуз с арестованными коммунистами, коммунарами, членами их семей, а также с теми, кого повстанцы считали сторонниками новой власти. Сам Григорий Атаманов тоже несколько раз бывал в Окунево. Боевых действий на территории нашего села не было, но 16 марта 1921 года Окунево было занято красными, погибло немало сельчан. Началась новая страница истории. В 1934 году с обеих окуневских церквей были сняты колокола, церкви закрыты, а священники арестованы. В годы коллективизации село Окунево, где был образован колхоз "Красное знамя", становится еще и центральной усадьбой совхоза "Бердюжский", возникают фермы-деревни: Чесноки, Глубокое, Желтое, Пегановская зимовка, Крутоберегое, Угрюмое. В начале 80-х годов и в годы перестройки на территории стали образовываться крестьянско-фермерские хозяйства. В 1997 году на землях расформированного совхоза "Бердюжский" открывается хозрасчетное подразделение ЗАО "Племзавод-Юбилейный".
Немало легенд о любви и золоте хранят улицы и дома села Окунево, отметил Сергей Поляков. Так, в одном из домов кулаки спрятали свои богатства, люди потом долго здесь искали сокровища, но так ничего и не нашли. В другом доме между молодой женщиной, муж которой ушел на войну и погиб, и офицером-белочехом вспыхнула любовь. Офицер увез свою любимую во Владивосток, потом в Чехословакию. В 1965 году эта женщина уже преклонного возраста приезжала в Окунево. Потом о ее судьбе ничего неизвестно.
Сохраняя память и веру
Из импровизированного музея на улице мы проходим в другой – комнату Боевой Славы в здании сельской администрации, где работает поисковый отряд "Память". Сохранением истории с ребятами занимается Татьяна Власова. Здесь собран материал о земляках – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, исторические экспонаты, документы и письма. Экскурсию по комнатам провел командир отряда Дмитрий Фадеев.
– Наш отряд "Память" образовался в 2013 году, – рассказал Дмитрий. – Сначала мы с ребятами ухаживали за территорией мемориалов и памятников в нашем селе, потом стали заниматься поисковой работой, собирать материалы о земляках, писать проекты. Об участниках войны мы рассказываем школьникам и тоже проводим для ребят экскурсии.
С улиц села и музеев мы перемещаемся в центр села, где около Дома культуры стоит старообрядческая церковь. Сергей Курков рассказывает об истории строительства и приглашает пройти внутрь. Этот храм был построен в 2015 году на месте старого на средства уроженки села Натальи Энгл. Рядом находится здание трапезной. Сейчас приобретен третий участок - для строительства колокольни. В храм приезжает священник из Омска и проводит службы.
Экзотика в Окунево
Следующая остановка нашего маршрута – страусиная ферма Натальи Мартыновой.
Три года назад Наталья Мартынова неожиданно и для себя, и для своей семьи решила приобрести страусов. Это были пять восьмимесячных страусов Эму.
– О содержании страусов, конечно, я ничего не знала, – улыбается Наталья. – Когда впервые увидела яйцо, долго удивлялась, что за "кабачок" в стайке появился – яйцо было темно-зеленого цвета, немного шершавое по структуре. Взяв его в руки, обрадовалась – самка снесла первое яйцо. А еще удивительно, когда приобретала птиц, я не знала, сколько у меня самцов, а сколько самочек. Они начинают проявлять себя по тем звукам, которые произносят. Причем в один момент мне даже показалось, что у меня только самцы.
Интересно, что самки страусов начинают нести яйца только на второй год. Поэтому в прошлом году Наталья собрала первые семь страусиных яиц. В этом году было собрано уже значительно больше – 17 штук. Страусы несут яйца в период с декабря по февраль. Два года подряд Наталья собирала яйца в конце декабря, накануне Нового года. В прошлом году яйца были приготовлены и съедены семьей. Нынче Наталья несколько штук продала, остальные пока хранятся в холодильнике.
– Страусы – удивительные птицы, у каждой свой характер, – говорит хозяйка подворья. – Они непривередливы в питании: питаются зерном – пшеницей и ячменем. Порой приходится парить зерно, варить картошку. За три года уже хорошо изучила их повадки. Если они толпой стоят у дверей, значит, просят капусты. Они ее просто обожают. А вот морковку не любят. Как-то прочитала, что страусы хорошо едят петрушку. Посадила целую плантацию, а они пробовать даже отказались. Так и получается, что все знания приходят только с опытом. Лакомство для них – яблоки из компота.
Всех страусов Наталья называет по именам. Пока ухаживает и кормит их, постоянно разговаривает с ними. Например, страус Гаврюша – любопытный, любит обнимать хозяйку, а вот самка Каркуша совсем недотрога. Наталья приглашает всех посмотреть страусов, только не забудьте захватить с собой лакомство – больше свежей капусты.
Наш небольшой тур в Окунево завершается в местном Доме культуры. Нас встречают песнями, чаем с пирогами и мастер-классами по вязанию. Ирина Слепцова знакомит с экспозициями литературного музея, а Зинаида Андреева приглашает научиться вязать кружки и коврики. За гостеприимным столом неспешно течет беседа. Мы прощаемся с окуневцами - их ждет новая группа любознательных туристов.
Фото Виктора Шмидта