Работа психолого-педагогических классов как ранняя профориентация школьников

Для образования и воспитания учеников важна качественная подготовка учителей, возможности для профессионального роста и развития. Об этом шла речь на августовском совещании педагогических работников Бердюжского района.

Председатель комитета по образованию Юрий Кутергин отметил: "Без доверия к учителю учение не может давать добрых плодов, а доверять надо с большим выбором. Поэтому корень дела в подготовке учителей" - эта менделеевская цитата еще раз подтверждает, что качество образования напрямую зависит от уровня профессионализма и мастерства педагогических кадров, профессиональной управленческой команды".

Кадровый педагогический состав района на протяжении нескольких лет остается стабильным. В образовательных организациях района работает 188 педагогов, из них в школе - 147, в дошкольных учреждениях - 41. Средний возраст педагогических работников - 48 лет.

- Сегодня дефицит педагогических кадров сохраняется. Поэтому важное значение приобретает открытие психолого-педагогических классов, - сказал Юрий Николаевич. - В этом году 21 выпускник получил сертификаты выпускников психолого-педагогических классов. Из них педагогическое направление при поступлении выбрали, к сожалению, не все. Поэтому профориентационное направление надо усилить, активизировать работу по заключению договоров о целевом обучении с выпускниками школ, желающими поступать на педагогические специальности в вузы и колледжи.

Итоги работы психолого-педагогических классов в Бердюжской школе в минувшем учебном году подвела руководитель этого направления Марина Няшина.

- В нашей школе была использована модель внутришкольной профилизации. Базовые, профильные предметы и дополнительные курсы были реализованы силами школы, - рассказала Марина Ивановна. - Занятия по основам педагогики проходили в форме лекций, для иллюстрации теоретического материала учащимся предлагалось взглянуть на свой школьный опыт с позиции будущего педагога. Мы познакомились с жизненным путем и образом мыслей выдающихся педагогов: В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского. Были организованы педагогические практикумы. Это парная, групповая работа с возможностью каждому ученику высказать свое мнение и услышать мнение других. Кроме того, в течение двух лет ребята провели ряд классных часов, внеурочных занятий в начальных классах. Сначала мероприятия разрабатывались совместно, потом в мини-группах и самостоятельно. После каждого проведенного урока – самоанализ. Дети были требовательны к себе, отмечали положительные стороны и те моменты, которые можно изменить, исправить, дополнить.

Для учеников психолого-педагогических классов также проходил курс "Основы психологии". Ведь психологические знания полезны всем, как для выбора профессии, так и для общения. Поэтому курс носил прикладной и практико-ориентированный характер. Наряду с вопросами теории ("Восприятие", "Память", "Психология группы", "Причины конфликтов и способы их разрешения") было много тестов, тренингов, упражнений, которые позволили ребятам лучше узнать себя и дали инструменты для решения проблемных ситуаций.

- Кроме урочной деятельности, учащиеся педкласса активно участвовали в конкурсах, олимпиадах, мероприятиях, - добавляет Марина Няшина. – Ученики принимали участие в "Днях единых действий". В День дублера директором школы был Роман Вебер, а остальные – завучами и учителями. Шесть учеников приняли участие в заочном этапе региональной психолого-педагогической олимпиады школьников, а затем в Тюмени прошел второй, очный этап олимпиады. Бердюжскую школу представили три ученицы психолого-педагогического класса. Участницам необходимо было решить кейсы с педагогическими ситуациями и представить свой ответ жюри.По итогам олимпиады Анна Пузынина и Евгения Чекунова стали призерами региональной олимпиады, а Карина Сибирских - победительницей. Одним из важных призов стали дополнительные три балла для поступления в педагогический вуз. Сюжет о нашем педклассе вошел в конкурсный ролик проекта "Хочу в район" телеканала "Тюменское время", мы показали фрагмент нашего занятия, давали интервью.

Летом ребята работали вожатыми в пришкольном лагере, на дворовых площадках. О жизни психолого-педагогического класса ученики рассказывали в школьном сообществе "ВКонтакте". На торжественном вручении аттестатов выпускники получили сертификаты об обучении в психолого-педагогическом классе.Студентами педвузов стали две выпускницы.

- В этом учебном году новые учащиеся пришли учиться в психолого-педагогические классы, молодые коллеги пополнили наши коллективы, - сказала Марина Няшина. – Нас ждут новые занятия, победы и успехи!

Фото Виктора Шмидта