Один день в Пегановской средней школе: мы снова стали учениками

В прошлую пятницу я снова вернулась в школу. На один день я стала ученицей Пегановской средней школы и вместе с другими ребятами прожила это время. Побывала на уроках, внеурочном занятии и мастер-классе, а также праздничном концерте, посвященном Дню матери.

В фойе школы на первом этаже можно было увидеть, как учителя и дети подготовились к празднику. Накануне стартовали сразу несколько тематических событий: проходила акция "Сердце матери". Каждый желающий мог принять в ней участие, для этого нужно было написать свое пожелание или ответить на вопрос: "Моя мама самая?", и разместить его на кроне дерева. Здесь же проходила выставка детских рисунков и поделок "Галерея любимых мам", а также фотовернисаж "Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши".
Заведующая Пегановской средней школой Светлана Летунова пригласила меня на районный семинар "Новая философия воспитания". Специалисты комитета по образованию, педагоги-организаторы всех школ района, советники директоров по воспитанию обсуждали реализацию программ воспитания в условиях обновленных образовательных стандартов.
- В последние годы со стороны Министерства просвещения РФ уделяется много внимания развитию воспитательной среды для подрастающего поколения, выстраиванию единой системы воспитания во всех школах, - сказала Светлана Алексеевна. - В исторических реалиях для России это имеет стратегическое значение и становится гарантом национальной безопасности. Объединяющим стержнем всей системы новой философии воспитания являются базовые ценности, такие как Родина, семья, труд, знание, милосердие. Воспитание - это вопрос не только системы образования, а общества в целом. Кто как не педагоги могут выявить наличие или отсутствие условий и возможностей для развития активности ребенка, его личностной свободы, прогнозирования его развития, предупреждения критических ситуаций.
Светлана Летунова отметила: единая воспитательная среда в российских школах необходима для преемственности поколений, передачи базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранения религиозных и культурных традиций. Для ее создания в школах развивают различные формы дополнительного образования, создают школьные театры, музеи, киноклубы, спортивные клубы, медиацентры и детские общественные объединения. Также проводится работа с родителями, в том числе просветительской направленности.
Основная роль в этом процессе отводится советнику директора по воспитанию, который своевременно информирует руководство школы о необходимости внедрения тех или иных форм работы с детьми.
Новая философия воспитания включает в себя несколько составляющих, которые помогают сделать процесс эффективным и приятным для родителей и детей. Главное - уважение к индивидуальности ребенка. Каждый уникален и имеет свои сильные и слабые стороны. Нужно помочь ребенку развить его потенциал и интересы. Важна коммуникация. Необходимо эффективно общаться с ребенком, чтобы он понимал, что его мнение имеет значение и чувствовал себя уважаемым. Родители и педагоги должны научить ребенка самостоятельности, чтобы в будущем он мог принимать решения и выполнять задачи самостоятельно.
Участие в районном семинаре для педагогов - новый интересный опыт, который поможет в дальнейшей работе, для учеников возможность рассказать о своей школьной интересной жизни, показать знания, таланты. Для меня это тоже был опыт, знакомство с талантливыми ребятами, технологиями воспитания, были и открытия, и интерес к тому, какой он современный школьник и как проходит его будничный день в школе.
Были моменты удивления, радости новых знаний, особенно, когда в начале семинара мы отправились учиться с малышами в первый класс.
Первоклассники Маргариты Леонидовны Гуриной недавно в торжественной обстановке вступили в ряды "Орлят России". Дети познакомились с красивой легендой об "Орлятах", с законами, дали клятву, в которой пообещали горячо любить Родину, прилежно учиться, творить добрые дела, держать слово, ценить дружбу, проявлять заботу и поступать по совести. Деятельность обучающихся будет осуществляться по семи направлениям:"Орленок – Эрудит", "Орленок – Доброволец", "Орленок – Мастер", "Орленок – Спортсмен", "Орленок – Хранитель исторической памяти", "Орленок – Эколог" и "Орленок – Лидер".
Мы с первоклассниками побывали на одном из занятий по треку "Орленок-Эрудит". Маргарита Леонидовна рассказала ребятам о книге, заглянув вместе с детьми в прошлое. Узнали, какими были раньше книги и на чем их писали, как создаются книги, в видеоролике посмотрели, сколько интересных изданий для детей и взрослых есть в сельской библиотеке. Учитель пообещала детям: "Как только выучим все буквы, пройдем посвящение в читатели". Малыши вспоминали любимые сказки и даже сыграли "Репку", переодевшись в сказочных героев. В конце занятия обязательно рефлексия: о мудрости сказок и каждому малышу – по новой книжке, чтобы начинали собирать свою библиотеку дома.
А после каждого урока – нескучная перемена! Можно играть с ребятами в классики и даже "резиночку", шахматы и шашки, научиться новым настольным играм. Тут и девчата из медиацентра школы успевают работать – берут интервью у участников семинара. Действительно, время летит незаметно.
Следующее занятие – внеурочное провел Андрей Грачев, руководитель юнармейского отряда "Орлята". За сорок минут ребята узнали много: историю создания автомата Калашникова, боевые свойства, назначение, устройство и принцип работы, познакомились со страницами биографии легендарного Михаила Калашникова. Соблюдая технику безопасности, практиковались в разборке, сборке автомата. На будущих военно-полевых сборах и игре "Орленок" им эти навыки обязательно пригодятся.
В Пегановской школе ребята на переменах или после уроков часто собираются в центре детских инициатив. Активисты "Движения Первых", "Орлята" - все приходят со своими идеями или готовятся к новым школьным событиям. Здесь в уютной атмосфере можно отдохнуть, выпить чаю, поделиться новостями и обсудить планы.
- Здесь есть тоже настольные игры, расставлены пуфики, столы и стулья, дети могут заниматься творчеством, делать поделки, играть, - рассказывает Алена Игнатенко, советник директора по воспитанию. – Специально установленфлипчарт, на котором ребята рисуют свое настроение, пишут пожелания или поздравления, в общем, все, что им нравится. В центре проводим мастер-классы и даже репетиции.
Для педагогов Алена Геннадьевна вместе с ребятами провела мастер-класс, из подручных материалов каждый смог сделать своими руками пышный цветок к празднику.
- Для концерта дети смастерили порядка 50 таких цветочков, и все они будут подарены на концерте нашим гостям – нашим любимым мамам и бабушкам, - отметила Алена Игнатенко.
Отдельно Алена Геннадьевна обратила внимание коллег, что в центре есть подшивка районной газеты. Газеты не лежат просто так, их читают и ждут. Ценно и приятно это слышать.
- Ребята с интересом читают каждый номер, особенно рады, если пишут о земляках и их школе, - улыбнулась советник директора.
Учебный день в пятницу по традиции заканчивается общешкольной линейкой, исполнением гимна нашей страны и церемонией выноса государственного флага России. К ученикам и педагогам обратилась Светлана Летунова. Она напомнила ребятам, что в школе прошла встреча с ветеранами специальной военной операции - КуляимЖакуповой и Ольгой Яшкиной. Они были медицинскими сестрами, работали в госпиталях, ухаживали и спасали наших бойцов. На память о встрече с ребятами Куляим передала для краеведческого музея нашивку.
Праздничный концерт в актовом зале школы завершил наш учебный день. Участвовали ребята всех классов, даже самые маленькие, кто ходит в группу кратковременного пребывания. Дети читали стихи, пели, танцевали и даже показали поучительную сценку "Лучшая мама", в которой талантливо сыграла педагог школы Людмила Александровна Захарова. Праздник завершился теплыми словами поздравлений и пожеланий от ребят, учителей и заведующей школы Светланы Летуновой.
Между тем пришло время подвести итоги районного семинара. Что было интересным и полезным, а что педагоги возьмут в работу – об этом говорили в завершении мероприятия.
- Уверен, что семинар для каждого был полезным, - сказал Сергей Алексеев, муниципальный координатор по работе с детскими общественными объединениями проекта "Навигаторы детства". – Наша сегодняшняя тема "Новая философия воспитания" уже предполагает, что в системе воспитания происходят изменения. Не нужно заострять внимание на слове: "новая". Мы все понимаем, что практики, технологии уже давно известны и апробированы. Мы просто сейчас их подстраиваем под те реалии, которые существуют. Говорим о коллективных творческих делах, вспоминаем педагогику общей заботы Иванова, говорим о трудовом воспитании, воспитании через детские общественные объединения, воспитании коллективом. Главное, грамотно применять технологии в своих школах. Воспитание через детские общественные объеденения становится главной движущей силой в новой философии воспитания. У нас есть "Движение Первых", которое дает нам ресурсы для того, чтобы сделать наших детей успешными, активными. Начиная с начальной школы – со вступления в "Орлята России" и далее - до средней школы, постепенно включаясь в проекты РДДМ. По итогу мы должны получить выпускника, который во взрослой жизни будет успешным, найдет свое место в этом мире и сможет реализовать свои инициативы.
- Семинар получился продуктивным, - отметила Елена Власенко, педагог-организатор Старорямовской школы. – Мы посмотрели воспитательную систему от начальной до старшей школы, где особое внимание уделяется патриотической составляющей. Понравился опыт оформления журналов или книг с фотографиями о каждом школьном событии, которые были сделаны самими ребятами. Нашли отражение и летний отдых, и первое сентября, и День пожилых людей, и День отца.
Уверена, все участники семинара покидали Пегановскую школу вдохновленные, со стремлениями и идеями. И конечно, каждый из нас со своим домашним заданием на понедельник.

Фото автора