В предыдущей теме мы проанализировали принятые в 2015 году законы области, обеспечивающие правовое регулирование вопросов стратегического планирования социально-экономического развития области.
Необходимость анализа бюджетного законодательства области на 2016-2018 годы обусловлена и необходимостью убедиться, что основной финансовый документ области разработан и принят с учетом областного закона "О стратегическом планировании социально-экономического развития Тюменской области".
Первое, что необходимо отметить, – это принятие областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, т. е. на трехлетний период, тогда как бюджет Российской Федерации принят только на 2016 год.
Второе - принятый бюджет является реальным, хотя и носит "осторожный" характер.
Реальность заключается в обоснованности, как доходной части, так и расходной части.
В 2016 г. планируемые доходы – 104,8 млрд. рублей, расходные 120,7 млрд. рублей, при этом превышение расходов над доходами в размере 15, 9 млрд. рублей покрывается за счет переходящих остатков с 2015 года. В плановых 2017 г. доходная и расходная части бюджета составляют соответственно 107, 7 и 111, 4 млрд. рублей, в 2018 г. 104, 7 и 110, 2 млрд. рублей.
Почему называю принятый бюджет "осторожным"? Губернатор – человек взвешенный в принятии решений, имеет финансовое и юридическое образование, а также большой опыт управления сложным субъектом Российской Федерации – Тюменской областью и не идет на какие-либо авантюрные вещи, тем более в вопросах бюджета. Здесь риски не допустимы, доходная часть может быть больше запланированной, но не меньше. Поэтому называю наш бюджет "осторожным", потому что он должен быть на 100% выполненным.
Третье - принятый бюджет является социально-направленным, так как бюджет в полном объеме обеспечивает финансирование социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, спорта.
Имеющиеся в бюджете снижения финансирования отдельных направлений связаны со снижением, по сравнению с предыдущими годами, затрат на капитальные ремонты объектов образования, здравоохранения, социальной сферы, поскольку в период 2010-2015 годы большинство больниц, школ, детских садов были капитально отремонтированы и приобретено новое медицинское и образовательное оборудование.
Четвертое - бюджет 2016 г. и прогноз на 2017-2018 г.г. являются бюджетом развития.
Так, на все три года сохраняется размер бюджетной поддержки сельского хозяйства – по 5,6 млрд. рублей ежегодно. В связи с необходимостью развития областной и муниципальной дорожной сети увеличивается финансирование дорожного строительства. Очень важно, что бюджетом предусмотрено сохранение в муниципальных образованиях области бюджетов развития.