5 апреля 2019 года исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Алексеевича Чаплыгина — выдающегося российского и советского механика и математика, одного из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, академика Академии наук СССР, Героя Социалистического Труда, заслуженного деятеля наук.
Когда-то царь Петр I подарил князю Меншикову село Слободское. Меншиков построил здесь небольшую крепость и переименовал село в Ораниенбург. Здесь проходила строившаяся в те времена дорога из Москвы на Воронеж. Впоследствии через крепость строилась дорога на Оренбург и городок стали именовать "Раненбург".
В этом городе 5 апреля 1869 года (24 марта по старому стилю) родился Сережа Чаплыгин. Брак его родителей был счастливым, но счастье это было недолгим. Когда Сереже было всего два года, семью постигло большое горе: в возрасте 24 лет отец умер от холеры.
Анна Петровна, мать Сергея, снова вышла замуж, и семья переехала из Раненбурга в Воронеж. Сережа рос смышленым мальчиком. Анна Петровна решила дать ему образование и, когда сыну исполнилось восемь лет, наняла ему репетитора-семинариста. Осенью Сергей успешно сдал экзамен в "приготовительный класс" и стал учеником гимназии.
Учителя очень быстро заметили необычные способности мальчика. Педагогический совет освобождает его от платы за ученье. Когда о математических способностях гимназиста Чаплыгина узнали родители его соучеников, они стали приглашать его репетитором к своим сыновьям. Гимназию Сергей окончил с золотой медалью. Живший в Воронеже известный математик, автор многочисленных школьных учебников, А. П. Киселев восторгался способностями Чаплыгина и пророчил ему великое будущее. В возрасте 17 лет, взяв с собой 200 рублей, накопленные репетиторством, и небольшой сундучок с пожитками, Сергей уезжает в Москву.
Возмужание
Чаплыгин поступил на физико-математический факультет Московского университета. Как и в гимназические годы, он продолжал помогать своей семье материально. Зарабатывал репетиторством. При этом он не пропускал ни одной лекции в университете.
Став студентом, Чаплыгин предполагал специализироваться исключительно по математике. Но начиная с третьего курса его интересы стали склоняться к механике. Лекции профессора Н. Е. Жуковского, в которых освещался широкий круг научных проблем, по-настоящему увлекли Чаплыгина, и он становится одним из первых учеников Жуковского.
На последнем курсе университета Чаплыгин под его руководством выполняет свое первое научное исследование по гидромеханике. Дипломная работа Чаплыгина была удостоена золотой медали. В1891 году по представлению Жуковского выпускник С. Чаплыгин оставляется при университете "кандидатом для приготовления к профессорскому званию".
Взлет
В конце XIX века наугад, вслепую начинает делать свои первые шаги практическая авиация. Самолеты строились лишь на основе интуитивных предположений. Никаких предварительных расчетов или экспериментов никто не производил. Отсутствие научной базы для самолетостроения и несовершенство конструкций явилось причиной большого числа авиационных катастроф. В этот период ученые многих стран начинают вести первые теоретические исследования в области аэродинамики. В России это были труды Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина.
С. А. Чаплыгин сочетает научную работу с педагогической. С сентября 1895 года он преподает математику в Московском университете, а затем в Московском техническом училище. В 1898 году защищает магистерскую диссертацию "О некоторых случаях движения твердого тела в жидкостях", удостоенную Большой золотой медали Академии наук. В это же время он приступает к изучению движения газовых потоков.
Как известно, жидкость практически несжимаема. Газы же, такие, например, как обыкновенный воздух, наоборот, легко подвергаются сжатию. В аэродинамике принято всякую несжимаемую жидкую среду называть просто жидкостью, а сжимаемую — газом. Оказалось, что при малых скоростях воздушный поток ведет себя как несжимаемая среда и потому может с определенным приближением называться жидкостью. С увеличением скорости потока такое приближение становится слишком грубым. Приходится рассматривать более сложную модель течения.
К исследованию такой модели и приступает в эти годы Чаплыгин. Свою докторскую диссертацию "О газовых струях" С. А. Чаплыгин написал во время пребывания в Крымском санатории. Целеустремленность не позволила ему оставить работу незавершенной даже на отдыхе.
Сложная математическая проблема была поставлена и решена Сергеем Алексеевичем необычайно изящно. Знаменитой диссертации Чаплыгина была предначертана счастливая судьба — она стала фундаментом новой науки, которой впоследствии было дано название "Газовая динамика".
В 1903 году, в тридцать четыре года, Сергей Алексеевич становится профессором Московского университета. Он считается блестящим молодым ученым, его приглашают читать лекции на Московских высших женских курсах.
Через несколько лет совет профессоров высших женских курсов избирает С. А. Чаплыгина директором. В этой должности он организовал строительство великолепных по тем временам учебных корпусов.
В ноябре 1910 года С. А. Чаплыгин выступает в Московском обществе воздухоплавания с сообщением "Результаты теоретических исследований о движении аэропланов". В этом сообщении он подводит итоги своих многолетних исследований в области практической аэродинамики.
Признание
В 1918 году Высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский государственный университет и Чаплыгин оставался его ректором до слияния университетов в 1919 году. В 1918 году Жуковский привлекает Чаплыгина к работе только что созданного Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
С ЦАГИ связана вся дальнейшая жизнь Сергея Алексеевича. После смерти Жуковского в 1921 году он становится председателем коллегии ЦАГИ и руководит институтом до 1931 года. В эти годы Чаплыгин создает такой полный комплекс великолепных лабораторий, который сразу же выдвинул ЦАГИ в первый ряд научно-исследовательских учреждений мира.
В 1924 году Сергея Алексеевича избирают членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 году — академиком. Диссертация Чаплыгина "О газовых струях" через 33 года (!) после опубликования становится востребованной и получает международное признание, она в центре внимания конференции по вопросам скоростной авиации, проходившей в 1935 году в Риме.
Осенью 1941 года ЦАГИ переводят в Казань и Новосибирск. Чаплыгин стал руководить Новосибирским филиалом. В кратчайший срок ему удалось развернуть напряженную работу на новом месте. Снова разрабатывались проекты и строились аэродинамические лаборатории, велась интенсивная научная работа.
Но годы и перенесенные болезни все больше и больше дают о себе знать. 8 октября 1942 года Сергей Алексеевич скончался. В 1948 г. город Раненбург переименован в Чаплыгин в честь своего знаменитого земляка С. А. Чаплыгина. С 1954 года город входит во вновь образованную Липецкую область.