Ольга Васильевна Яшкина – ветеран специальной военной операции. Она служила в медицинской роте и была санитаркой. Несмотря на пенсионный возраст, в июле 2023 года Ольга Васильевна отправилась в зону проведения специальной военной операции. Почти год она помогала раненым бойцам, ухаживая за ними и обеспечивая горячим питанием практически круглосуточно.
Василек - позывной Ольги Васильевны Яшкиной, нашей землячки из Бердюжья. Так ласково, как родную ее звали бойцы в госпиталях, медсестры и доктора. Еще один позывной Ольги – Марго. Там, на фронте, так было положено: у каждого – два позывных. Год назад она вернулась из Донбасса. Но воспоминания о службе настолько живы в ее памяти, как будто это было еще вчера.
- Каждый раз мне трудно об этом рассказывать, - говорит Ольга Яшкина. – Потому что я как будто снова возвращаюсь в свой госпиталь и проживаю вновь эти дни и ночи, без сна и отдыха, вижу раненых солдат, молодых девчонок, которые, как и мы, пришли служить, санитарочками, медсестрами, просто волонтерами. Сердце болит за каждого, кто там остался, кто защищает наше Отечество. Старшая медицинская сестра хирургии нашего госпиталя Маша, там до сих пор служит, мы общаемся с ней. Сблизились там мы с Наташей, она из Санкт-Петербурга. Позывной ее Кактус, делились секретами, дружим. Общаюсь с Димой, он служил в полиции и охранял там наш госпиталь. Потом выучился на оператора дронов, был на передовой. Знаю, что сейчас лежит в госпитале. За всех переживаю теперь. Главное, чтобы были живы, здоровы.
За плечами у Ольги Яшкиной опыт работы в Бердюжской районной больнице. Около пятнадцати лет, до выхода на пенсию, она была санитаркой в операционной и хирургии. Будучи на заслуженном отдыхе она занималась своей усадьбой и подумать не могла, что однажды окажется в госпиталях Донбасса. Но одна случайная встреча изменила спокойное течение ее жизни.
- Летом 2023 года от Куляим Жакуповой я узнала, что она собирается в Донбасс, там были у нее сыновья и родственники. Она позвала меня с собой, - рассказывает Ольга Васильевна. – В тот момент я не понимала, серьезно она говорит или нет. Я была уверена, что по возрасту меня точно не возьмут. Тогда мне было 63 года. Но уже через несколько дней вновь встретила Куляим. Оказывается, она позвонила в военкомат и нас уже ждут. Без колебаний и страха я согласилась. Мы сразу стали с ней собираться. Детям, а у меня их трое, обо всем рассказала не сразу. Если бы они узнали, не отпустили. Все сделала втайне от родных. Сначала в дороге написала сообщение сыну, он, конечно, переживал, возмутился даже, что не дала ему времени попрощаться. А дочерям позвонила, когда была "за ленточкой". 11 июля 23-го мы подписали контракт. Из Тюмени нас отправили в Чебаркуль Челябинской области. Там шло формирование воинских частей. Нас зачислили в медицинскую роту. В Наро-Фоминске три недели шла учеба. Учили всему: строевая, огневая, физподготовка, как прятаться, укрываться от дронов, обстрелов. Поблажек никаких, не было разницы, мужчины или женщины на полигоне. На войне все равны! До этого автомат я держала последний раз в школе, когда у нас проходили занятия по начальной военной подготовке. Со стрельбами и кроссами мы справлялись успешно. Даже лучше молодых девчонок. Куляим вообще стреляла на отлично, я тоже старалась не отставать. Потом был долгий путь в Донбасс, на поезде, машинах. Меняли позиции, были долгие остановки. 29 августа были за "красной линией". Пока добирались, в дороге комбат нас отговаривал, убеждал вернуться домой, говорил нам: "Вы женщины и вас никто не осудит". Но сомнений у нас не было. Мы знали, что там, на передовой, нужна наша помощь, нужны женские руки в госпиталях. Я была санитаркой. Сначала мы служили с Айкой (позывной Куляим) в одном госпитале в городе Рубежный Луганской Народной Республики, я помогала ей на кухне. Готовили для солдат, помогали в уходе за ранеными. Не раз бывало, что работали сутками, без сна и отдыха. Спали в подвале. Первые дни - в спальных мешках. Чтобы было не так холодно, рвали и настилали себе камыш на каменный пол.
Ольга Васильевна вспоминает: адаптация была трудной. Люди служили с разных городов, серьезная нагрузка. С Айкой они держались вместе, им было полегче. Потом ближе со всеми познакомились, подружились. Дни и ночи в заботах потекли своим чередом. Им на кухне было главное, сытно и вкусно накормить солдат, врачей и медсестер. Готовили вдвоем на весь госпиталь. Сухпайки давно всем надоели. Поэтому домашняя еда и даже выпечка – хлеб, баурсаки – расходились вмиг. Выручала девчат гуманитарная помощь, приходили посылки со всей России, Тюменской области и из родного Бердюжского района. Их ждали, как долгожданных весточек из дома. Особенно радовались сладостям. Их отдавали раненым, чтобы те быстрее шли на поправку. Детям и друзьям Ольга Васильевна писала редко, со связью там были перебои. Чаще всего ее сообщение состояло из нескольких слов: "Все хорошо, не волнуйтесь!". Главное, чтобы дома знали, что жива и здорова. А волновать их звонками и переживать самой Ольге не хотелось.
- Часто бойцы поступали сильно голодные, из окопов, многих не во что было переодеть, - вспоминает Ольга Васильевна. – Отдавали им все: еду, одежду, теплые вещи. Главное, чтобы ребята выздоровели. Обстрелы госпиталя были единичными, а сигнал ракетной опасности звучал часто. Тогда весь госпиталь – сотрудники и раненые – прятались в подвале. После Рубежного меня перебросили в один из госпиталей на границе Белгородской области и Украины. Это на "красной линии". Там почти на 300 человек было три санитарки. Работали без выходных, никто не делил работу на свою и чужую. Мы мыли полы и посуду, готовили на кухне, ухаживали за ранеными, помогали врачам в операционной. Я понимала, что подписала контракт, что я служу в армии. Поэтому спокойно делала все, что нужно. Девчонки моложе не выдерживали моральной и физической нагрузки. Мы с Айкой были самые старшие в роте, к нам прислушивались, уважали. Через год контракт наш закончился, и мы вернулись домой, на родину. Теперь по возрасту нас на службу туда не возьмут. Иначе мы бы снова вернулись в Донбасс. Не раздумывая. Конечно, мы с особой радостью возвращались с Айкой домой. Я так соскучилась по семье, детям, родному дому.
По возвращению домой Ольга Яшкина активно включилась в работу по патриотическому воспитанию детей, передала свои личные вещи, которые она привезла из зоны СВО, в музей Бердюжской средней школы, участвовала в открытии выставки экспонатов специальной военной операции этого музея.
- В музей для выставки я передала свою военную сумочку, чебурашку, балаклаву, шевроны, брелки, - говорит Ольга. - Чебарушек как символ родного дома, России, там, в Донбассе, все дарят друг другу. И мой чебурашка – подарок сослуживца. Второй, но поменьше, всегда был пристегнут к моей военной сумочке. Побывав на открытии выставки, понимаю, что личные вещи можно было бы привезти для музея или отправить их по почте. Так я подарила там свой котелок. Тогда не задумывались об этом, а сейчас видим, как это нужно и важно.
Ольга Васильевна продолжает встречаться с детьми, волонтерами Бердюжского района, участвует в спортивных мероприятиях. Вместе с социальным координатором фонда "защитники Отечества" по Тюменской области Мариной Абакаровой они побывали во всех школах района, посещают пришкольные лагеря, соревнования районного общества инвалидов. На днях она ездила с командой ВОИ на традиционный фестиваль "Робинзонада".
Неуемная энергия Ольги Васильевны не дает сидеть ей дома. Благодаря помощи фонда "Защитники Отечества" она отдыхала и прошла курс реабилитации в санатории. А после возвращения успешно сдала экзамены и устроилась на работу в частное охранное предприятие. Трудится в школе. При этом она продолжает участвовать в патриотических мероприятиях, вдохновляя своим примером окружающих.
Фото из личного архива