В канун доброго и замечательного праздника – Дня матери - поздравления с 90-летним юбилеем принимала Прасковья Андреевна Агаркова из Бердюжья.
В праздничный день ее спешили поздравить дети, внуки и правнуки. В числе первых гостей юбиляршу навестили Ольга Фадеева, начальник отдела социальной защиты населения, и Елена Плясунова, председатель районного совета ветеранов. Ольга Владимировна и Елена Александровна тепло поздравили Прасковью Андреевну, пожелали ей крепкого здоровья и бодрости духа, вручили подарки и цветы.
Прасковья Андреевна прекрасно выглядит, ей никак не дашь 90 лет. Она до сих пор вяжет, у нее прекрасная память, очень много она помнит о годах войны, послевоенном времени, которые пришлись на ее детство и юность. Раньше любила вышивать гладью, шить и вязать. Дома до сих пор сохранились наволочки, вышитые Прасковьей Андреевной, а также кружки – половички и накидки на стулья и диваны.
- У мамы прекрасная память, - улыбается дочь Светлана. – Она активно интересуется новостями, политикой, знает всех военных корреспондентов. В курсе всех дел на фронте. Верит в Победу, ждет ее, ведь главное ее желание, чтобы поскорее закончилась специальная военная операция, и все ребята вернулись домой, вернулись живыми.
Ветеран труда Прасковья Андреевна Агаркова поделилась со мной воспоминаниями из своей жизни. Она родилась 10 ноября 1935 года в деревне Чердынцево Частоозерского района Курганской области. Ее дед Дмитрий Ермилович, отслужив 25 лет в царской армии в Маньчжурии, домой возвращался пешком 2 года, подрабатывая себе на жизнь. И появился в селе на бричке, запряженной отличной парой лошадей, с несколькими золотыми монетами. В жены выбрал себе работящую молодую деревенскую красавицу Лукерью Захаровну.
Жизнь потекла своим чередом: построили добротный крестовый дом, лесопилку, которая давала приличный доход для семьи, один за другим рождались дети, которых с раннего детства приучали к труду. На земле, рядом с домом, были разбиты сад и огород, где росли яблони и вишня, овощи и арбузы. На поле сеяли пшеницу и лен. Лукерья Захаровна с детьми сушила, чесала, пряла и ткала льняные нити, красила их. Все члены семьи носили льняную одежду, сделанную ее руками. На подворье подрастали телята, куры-несушки. Утром коров отправляли на выгул, а лошади запрягались для работы.
Революционные события 1917 года круто изменили жизнь. В 20-е годы семья подверглась раскулачиванию: дом отдали под сельский совет, все, что нажито было семьей, экспроприировали. Старших детей отправили на Урал, там зимой они заготавливали лес, весной сплавляли его по воде. Летом добывали уголь, грузили в вагонетки и вручную тащили их к месту назначения.
В 30-е годы семья перебралась на новое место жительства, в Бердюжский район на ферму Желтое. Жить надо было дальше, поднимать детей.
На ферме прибывавшие семьи размещались в бараках, но всем места не хватало. Все члены семьи занялись обустройством жилья: была вырыта землянка, стены внутри укрепили деревом, настелили деревянные полы, которые, по рассказу Прасковьи Андреевны, скоблили ножом до чиста два раза в неделю. Печь всегда была побелена и украшена занавесками с вышивкой. В семье были свои овощи: картофель, свекла, морковь, горох. Двор радовал цветами, обзавелись хозяйством.
В 1941 году из семьи, один за другим, ушли дети и внуки на войну: Федор, Дмитрий и Ульяна. Деду шел уже 81-й год. Несмотря на возраст, он помогал женщинам и подросткам проводить посевную и уборочную страды. Весной, привязав опояску к ручкам тазика с семенным зерном, он шел по полю вместе со всеми.
Вечерами, под диктовку мамы Лукерьи Дмитриевны, Паша писала письма на фронт своему дяде, в которых подробно рассказывала о жизни своей семьи. Мать она видела дома редко, так как та работала на ферме дояркой и в профилактории, где находились новорожденные телята. Но Паша сама бегала к маме, чтобы чем-нибудь помочь. Так она научилась доить коров, ухаживать за телятами. С дедом Дмитрием они вели домашнее хозяйство: картошку мыли, варили в чугунке, печь топили и содержали в чистоте свое жилье. Во дворе тоже всегда было чисто, дед был строг и во всем любил порядок.
Прасковья Андреевна вспоминает, как тяжело ей приходилось учиться в школе. Дед Дмитрий был категорически против учебы девочки, считал, что это ни к чему. Но семь классов в Уктузской школе она все-таки окончила. С улыбкой юбилярша вспоминает, как учительница по труду Неля Иосифовна Степанова называла ее Паней.
Как и все дети, рожденные до войны, она прошла через тяжелую работу, голод. Вместе со своими одноклассниками собирали золу для удобрения полей, пололи пшеницу, картофель, свеклу, турнепс от сорняков. В войну морозы были лютые, а подростки возили на быках дрова, сено и силос. Вечерами собирались с подружками у кого-нибудь дома и готовили посылки на фронт.
После окончания учебы совсем юная девчонка Прасковья работала дояркой. Весь скот в весенне-осенний период угонялся на выпаса. И доярки жили все это время там же.
– Трудно было дояркам и зимой, когда коровы стояли на базах. Доили четыре раза в день, воду для коров подвозили сами на быках и наливали в колоды ведрами. Труд тогда не был механизирован, все женские руки делали. Даже фляги с молоком загружали сами на телегу. Молодые были, здоровья хватало, это потом все аукнулось,– вспоминает моя собеседница.
В 1955 году Прасковья Андреевна вышла замуж за Петра Алексеевича Агаркова, который также всю жизнь трудился в сельском хозяйстве. До 1960 года семья не покидала ферму Желтое. На работу молодые ходили в Уктуз, за четыре километра от Желтого. После похорон дедушки перебрались на ферму Чесноки.
Прасковья Агаркова была дояркой, а потом, по состоянию здоровья, перевели на разные работы. До выхода на пенсию трудилась нянечкой в детском саду – в яслях в деревне Чесноки.
Дома, как и в каждой деревенской трудолюбивой семье, держали большое хозяйство: три коровы, быки, телята, свиньи, овцы, гуси, куры, огород и сад. Дети всегда помогали родителям – жалели их, понимали, что им еще приходится работать с раннего утра и до позднего вечера на совхозных полях и ферме.
В 1985 году Прасковья Андреевна вышла на пенсию, но часто к ней обращались с просьбой о помощи. То на ферме, то в поле рабочих рук не хватало. Больше двенадцати лет еще трудилась будучи на пенсии.
- Когда переехала в Бердюжье, ко мне часто приезжали подруги из Челябинска, Краснодара, - улыбается Прасковья Андреевна. – Соберемся вместе, былые годы вспоминаем, нашу ферму Желтое. Как мы тогда дружно, хорошо жили.
Когда деревню Чесноки стали покидать жители и фермы закрылись, Прасковье Андреевне вновь пришлось бросать все и начинать сначала. Живет она в Бердюжье вместе с дочерью Светланой. Радуется за своих детей, внуков и правнуков. Ждет и верит в Победу наших защитников.
- Мы любим нашу маму, - улыбается дочь Светлана. – Она во всем для нас пример трудолюбия, терпения, любви к людям и жизни. Она всегда рядом, окружена нашим вниманием. И в День матери дети, внуки и правнуки обязательно придут в гости или позвонят, чтобы поздравить любимую маму и бабушку!
Фото автора














