О необычном поведаю…

Начало зимы нынче аномальное, в некоторые дни так пригревает, что вместо снега дождь идет, а в ночное время, бывает, и до минус десяти понижается. Сумела все-таки зимушка заморозить и присыпать снегом колеи на улице Коммунаров. Какая-то энергетика влечет меня зимними вечерами на родную улицу бродить при свете фонарей и вспоминать…

Поведаю о своем давнишнем товарище юности, он жил на этой улице, но сначала хочу рассказать притчу.

"Было начало ранней весны. На ступеньках возле входа в церковь сидел человек и просил милостыню, этот человек был слепой. Рядом с ним стояла табличка с надписью: "Помогите, пожалуйста, мне, я слепой". Так прошел весь день, а в шляпе у слепого было всего несколько мелких монет. Однажды слепой услышал, как к нему подошел кто-то и написал на табличке несколько слов, после этого человек ушел. В этот день к вечеру в шляпе слепого было не только много монет, но даже были бумажные купюры.  Через день слепой услышал шаги того самого человека, он спросил его: "Подождите, уважаемый! Что вы написали на моей табличке, после этого люди постоянно подают мне деньги? Я бы хотел как-то отблагодарить вас за это, что вы все же написали?". На это проходивший мужчина ответил: "Я не написал ничего, что было бы неправдой". После этого мужчина ушел. А на табличке осталась надпись: "Сейчас весна, однако я не вижу ее".

Так уж распорядилась судьба, что мой товарищ никогда не видел весны и лета, осени и зимы. Родился он с мертвыми глазами, но с живым, добрым, веселым сердцем и удивительной любознательностью. Просить милостыни не в его характере. Даже инвалидом не могу его назвать. Просто он человек с ограниченными возможностями. Саранчин Леонид Архипович родился в деревеньке Песьяное в 1947 году, в простой семье Матрены Тимофеевны и Архипа Яковлевича Саранчиных. Детство нашего поколения беззаботным не назовешь. Это время, когда не все, кто был призван, пришли с войны, многие продолжали служить и погибать за нас - далеко от дома. Мужики донашивали армейские сапоги, гимнастерки, инвалиды скрипели самодельными протезами, новые вдовы оплакивали мужей, пришедших с войны, но умерших от ран.

Послевоенная ребятня все это видела, но переживала, как и свойственно детям, легче, чем взрослые. Кроме физического труда на огородах, сенокосах - он был обязательным для всех, - мы в "межсезонье", а это промежуток между прополкой огорода и сенокосом, придумывали разные игры и забавы. Леня, как все, принимал участие в этом - и иногда страдал от детского жестокого эгоизма, но долго не обижался, продолжал участвовать во всех играх и проказах.

Леонид Архипович рассказывает, как в семь лет его отправили в г. Ялуторовск, с этого времени началась самостоятельная жизнь, без помощи мамы и сестер. Там он восемь лет обучался грамоте по специальной программе для слепых. В школе работали различные кружки, записался Леня в музыкальный по классу баяна и успешно закончил это отделение. В те годы было постановление правительства: чтобы получать пенсию и иметь статус инвалида по зрению, надо было до 20-летнего возраста наработать стаж не менее одного года. Леонид устроился музыкальным работником в Окуневскую школу. Директором был тогда П.И.Скипин. Все концерты, вечера отдыха, уроки пения обслуживал со своим баяном. Вместе с художественным руководителем Т.Ф.Кириловой принимал участие в организации знаменитого Окуневского хора, лауреата многих смотров.

Леонид с теплотой и уважением рассказывает о руководителях районного Дома культуры и агитбригады братьях Валерии и Викторе Паникаровских. Какое удивительное было время! С агитбригадой они объехали весь район, побывали с концертами в сельских ДК, на полевых станах и в "красных уголках" хозяйств. Давали платные концерты в соседних районах области. С благодарностью вспоминает Леонид Архипович то время и тех прекрасных людей, с которыми довелось работать.

В 1983 году от общества слепых его направили в г. Бийск на двухмесячные курсы - для обучения и совершенствования новых бытовых навыков. Продолжает рассказывать Леонид: "Ехал я в Бийск и, лежа на полке вагона, наверное, впервые задумался о своем дальнейшем житье-бытье. Я думал, что мне уже за 35, все близкие по возрасту друзья-приятели обзавелись семьями, у них свои дела и заботы. Уже начал думать, что не женюсь никогда. Какая-то безнадега нахлынула на меня. Но в Бийске я встретил много хороших людей, классных преподавателей, а главное - на занятиях я услышал нежный девичий голос. Этот голос взбудоражил меня и включил в моей душе то, чего я никогда не испытывал. В перерыве занятий я, как загипнотизированный, пошел на этот голос, мы познакомились! Таня приехала на курсы из Челябинской области. Ее мягкая, теплая ладонь соприкоснулась с моей огрубевшей ладонью. С этого момента не расстаемся. После курсов мы поехали к родителям Тани в Коркино, потом в Окунево. По направлению областного общества слепых нас устроили на предприятие для незрячих по сборке светильников в г. Магнитогорске, дали комнату, мы стали работать слесарями-сборщиками на конвейере. После рождения сына в 1990 году нам дали двухкомнатную квартиру, в ней и живем, сын Андрей ездит на заработки вахтой. В 2008 я закончил трудовую деятельность, теперь на пенсии. Таня продолжает работать".

Я слушаю спокойный, немного хрипловатый голос моего товарища, который сидит в Магнитогорске и по "Скайпу" беседует со мной.

-Осваивать компьютер я начал в 2010 году. Сначала учился на простеньком аппарате, который дала организация, потом купил свой, с более сложными программами, - говорит Леня. - У меня тысячи скачанных книг разных авторов, сотни музыкальных сочинений и кинофильмов разных жанров. Виртуальные друзья есть по всей России, в ближнем и дальнем зарубежье, но главный друг - это моя любимая Танечка. Конечно, с появлением компьютера жизнь наша стала насыщенней и разнообразней.

Частенько с друзьями мы проводим интернет-конференции на различные темы, помогаем друг другу в освоении новых программ. Мечтаю пробрести музыкальную клавиатуру, чтобы сочинять и играть музыку. Вот так и живем, хлеб жуем, - весело закончил разговор Леонид Архипович.

А мне подумалось: почему мы часто не ценим тех благ, которыми нас одарили природа и судьба? Мы ропщем на невезение, не замечая, что рядом есть люди, чьи жизни точно не назовешь совершенными, которые действительно могли бы вопрошать у Бога, за что им выпала  такая нелегкая судьба. Но зачастую они обладают такой колоссальной силой духа и верой в себя, что могут служить примером для нас, так называемых нормальных, но часто опускающих руки, ноющих по пустякам.

Меня всегда поражали способности таких людей. Глядя, как соревнуются параолимпийцы, просто диву даешься, как они постигают все это и добиваются уникальных результатов. Мой товарищ добился бы немалых успехов, если б родился позднее и попал бы в эту спортивную среду. Припоминаю, как в юности он мог лихо промчаться на велосипеде и даже на мотоцикле. Он и сейчас самостоятелен, изучил свой район, без помощи ходит во все сферы услуг, пользуется трамваем, совершает дальние поездки на электричках и поездах. Дай Бог Леониду Архиповичу и его семье здоровья и удачи!