Ждали Победу и верили в нее

Иван Сергеевич Егунов, труженик тыла, 28 июня отметит 90-летний юбилей. Выглядит ветеран намного моложе своих лет, все также бодр и всегда рад побеседовать с ребятами, встретить гостей. Накануне 9 Мая у труженика тыла побывали специалисты социальной защиты населения и юнармейцы. Вручив подарки и открытки, дети поздравили Ивана Сергеевича с праздником и прочитали стихотворения.

Иван Сергеевич прекрасно помнит детство и трудовые годы. Родом он из небольшой деревни Рязанской области. В семье росли трое детей, Иван был самым младшим.

– В те годы в нашей округе столько было колхозов, тянулись они один за другим до самого горизонта, – вспоминает Иван Егунов. – Народу много, скотину держали в каждом доме. На плотине у нас стояла мельница, куда со всех районов свозили молоть зерно. Мы, мальчишки, любили кататься на жерновах этой мельницы. В нашей деревне магазина не было, до ближайшего три километра бежали по полю, когда мама посылала за пряниками. Чаще всего мы крутились около конюшни, рано научились управлять лошадьми. Машины тогда были в диковинку. До начала войны жили мы неплохо, отец был директором заготпушнины, мать работала в колхозе. Сеяли, пололи и убирали урожай – все вручную. На земле работали и ребята, и взрослые. Взвалив на плечи пять-шесть мешков, мы подносили зерно из амбара женщинам, которые сеяли на поле. Сеяли рожь, овес, горох, просо, чечевицу, вику. Ноги были босые, из одежды только то, что мать сшила нам своими руками.

Когда началась война, родная деревня Ивана Сергеевича, соседние села, деревни в один миг опустели. В их семье на фронт забрали отца и старшую сестру в Тульскую область копать окопы. Немецкие войска стремительно приближались к их округе. До Москвы – всего 180 километров. А в небе над деревней низко-низко пролетали четырехмоторные самолеты "Максим Горький".

– К тому времени я окончил уже четыре класса, умел хорошо читать, – говорит мой собеседник. – Читал газеты того времени. Помню, когда немецкие войска были в десятке километров от нас, из района в колхоз приехал управляющий. В амбарах хранилось семенное зерно, его раздали каждой семье и велели закопать под землю, хорошенько укрыть запасы от врага. Из колхоза сначала на фронт забрали всех лошадей, коров, свиней и овец угоняли дальше в тыл – вглубь области. Остались только быки и несколько старых кобыл, на которых все мальчишки трудились в поле в годы войны. Мы практически жили на конюшне, спали в соломе. Все сдавали на фронт – мясо, яйца, картошку, шерсть. Приходилось тяжело, в магазине нам выдавали только хлеб по карточкам. Немец нас не бомбил, и всего четыре километра не дошел до нашей деревни. Но рощи и дома регулярно обстреливали. Поэтому часто бывали пожары, ведь соломенные крыши за миг вспыхивали. В каждой ограде бочки с водой, все бежали тушить, часто не успевали – и дома сгорали. Но ждали Победу и верили в нее.

Иван Сергеевич добавляет: летом 41-го в деревне остались женщины, дети и старики. После войны вернулись единицы. Отец после тяжелых осколочных ранений на фронте стал инвалидом второй группы. Домой его привезла медсестра из госпиталя, которая еще год жила в их семье и помогала выхаживать раненого солдата. Долго отец Ивана  – Сергей Павлович – не разговаривал и слышал плохо, со временем поправился, стал передвигаться на костылях. Без дела сидеть не мог. Занимался разведением пчел, у него была своя пасека.

– После семи классов школы я хотел поступить в Мичуринское железнодорожное училище, – рассказывает Иван Сергеевич. – Но нужен был документ. Тогда был не паспорт, а форма № 13. Из колхоза не отпускали, и я пошел в райком партии с просьбой выдать мне документ и отпустить учиться. Так, в сельсовете мне сделали нужные бумаги, и мать, завернув мне с собой лепешки, проводила меня на учебу. С отличием окончил училище и получил права помощника машиниста. По направлению нужно было отработать четыре года. Работал в Депо в разных областях, потом в 1951 году ушел в армию. Пять лет служил турбинистом на корабле Северного Флота, в Североморске. После армии трудился в колхозе в родной деревне, затем – на электростанции машинистом турбины, бригадиром турбинного цеха.  Жил и работал  в Казахстане, Нижневартовске. После этого побывал в родных местах, где в 76 году похоронил отца, а в 82 году – маму. Держал там большое хозяйство, трудился, но родных никого не осталось. И когда старшая дочь Людмила предложила переехать в Бердюжье, подумал и согласился. Здесь рядом дочь, приезжают в гости внуки и правнуки.

Иван Сергеевич окружен вниманием и заботой. Но сердцем он далеко отсюда, в маленькой деревеньке Рязанской области, где прошли его детство и юность. Скучает ветеран по родным местам, с которыми связано столько воспоминаний.

 

Фото автора