Все дети – талантливы

По данным статистики, всего лишь 50 процентов детей с ограниченными возможностями дошкольного и младшего школьного возраста сегодня получают специализированную помощь. Одна из причин этого - нежелание родителей отрывать от себя ребенка и отсутствие у них веры в положительный результат лечения и реабилитации. А между тем успех в лечении и улучшении состояния особых детей почти на 75 процентов зависит от родителей, от их участия и веры в положительный результат. О том, как организовать работу по реабилитации и обеспечить успешную адаптацию детей-инвалидов в обществе, шла речь на очередном заседании КДН.

-В семьях, где растут дети-инвалиды, зачастую есть социально-психологические проблемы. Как и дети, взрослые ранимы, тяжело переживают за состояние своего ребенка. Поэтому коллектив дошкольного учреждения проводит работу с детьми-инвалидами и их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были также успешны, как каждый из их сверстников, - рассказывает Г.А.Грачева, директор МАУ Бердюжского района ДО детский сад "Малышок". – На сегодняшний день в дошкольные учреждения нашего села ходят двенадцать ребятишек с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа с детьми осуществляется в трех направлениях: медицинском, психолого-педагогическом, социальном.

В соответствии с современными требованиями к содержанию дошкольного образования, в группах детского сада создается разнообразная предметно-развивающая среда с учетом возрастных особенностей детей-инвалидов. Педагог в развивающей среде одновременно является и автором, и ее частью. Воспитатель учитывает особенности развития каждого ребенка, использует индивидуальный и дифференцированный подход.

В развивающей среде с коррекционной целью расширена зона развития мелкой моторики, музыкально-театрализованной деятельности. В физкультурном уголке одновременно используются "дорожки здоровья", массажные мячи различного диаметра, "сухой бассейн". С детьми проводятся игры и упражнения по развитию моторики, например: лепка из пластилина и соленого теста (из снега - зимой, летом - из песка и камешков), рисование, раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги и природного материала, конструирование, "показ стихотворения" - ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

-Воспитатели групп работают в тесном контакте с родителями. Педагоги проводят практикумы с родителями по лечебной гимнастике, что дает возможность не только успешно решать задачи коррекционной работы, но и обучать родителей простейшим методам помощи своему ребенку. Специалисты дошкольных учреждений проводят родительские собрания, регулярные консультации на различные темы, - рассказывает Г.А.Грачева. - Педагоги стараются убедить родителей в необходимости проведения комплексной работы с детьми, которая включает в себя интеллектуальное развитие, лечебно-оздоровительные и коррекционные мероприятия. На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей этой группы в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения.

В детском саду большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе с детьми-инвалидами. С целью оздоровления проводятся-оздоровительная и дыхательная гимнастика, витаминизация, закаливание, массаж, спортивные праздники и развлечения. Совместно с учителем-логопедом организуются интегрированные игровые занятия по музыкальному развитию. По мере возможности дети с ограниченными возможностями активно принимают участие в утренниках, музыкальных постановках, праздниках.

Успешность развития ребенка во многом определяется условиями среды, в которой он находится. В детском саду создана содержательная среда, в которой ребенок усваивает, накапливает, преобразовывает систему знаний для самостоятельного использования этих знаний в жизни. В группах для этого имеются разнообразные центры: для организации сюжетно-ролевых игр, театрализованной и музыкальной деятельности, сенсорного развития, познавательного развития, для организации самостоятельной деятельности, для развития физической активности.

-Регулярно - да раза в год - проводится диагностическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям, - говорит Галина Алексеевна. - В дошкольном учреждении создан психолого-медико-педагогический консилиум, специалисты которого занимаются выявлением и ранней диагностикой отклонений в развитии, пытаются найти резервные возможности развития детей. Все дети талантливы и успешны - в этом всегда должны быть уверены и родители, и педагоги.